Выжим сцепления при запуске мотора – предмет постоянных споров между владельцами автомобилей с механическими КПП. Одни водители убеждены, что это бесполезная и даже вредная привычка. Другие, напротив, приводят обоснованные аргументы в пользу выжима педали перед пуском. В действительности правы и те, и другие. Все зависит от конкретных условий: состояния машины, погоды, водительского опыта и других факторов. В одних случаях педаль лучше не выжимать без особой надобности, а в других ситуациях это становится полезным и даже необходимым. Предлагаем более детально рассмотреть все «за» и «против».
Преимущества выжима педали сцепления перед пуском
Привычка выжимать сцепление перед запуском распространилась среди автомобилистов несколько десятилетий назад. Если сейчас рынок переполнен качественными синтетическими маслами разных классов вязкости, то раньше ассортимент был более ограниченным, и водителям зачастую приходилось пользоваться минеральными автомаслами с густой консистенцией. В зимнее время такие материалы становились чересчур вязкими, что затрудняло запуск ДВС. Выжим сцепления позволял облегчить эту процедуру. Кроме того, в прошлом выпускались менее качественные АКБ с относительно малыми пусковыми токами и повышенной чувствительностью к низким температурам, что также создавало трудности при пуске двигателей.
В нынешних условиях выжим сцепления перед запуском актуален по другим причинам. Во-первых, это важно для старых автомобилей, которые не всегда заводятся с первого раза. Когда приходится подолгу крутить стартер, любая лишняя нагрузка лишь ускорит разряд аккумулятора и вызовет более интенсивный нагрев силовых кабелей. Чем дольше заводится мотор, тем больше увеличивается температура проводки, через которую подается пусковой ток от АКБ на стартер. При нагреве увеличивается их электрическое сопротивление, что лишь усложняет процесс запуска, поскольку из-за этого уменьшается ток. Если через холодные провода, например, проходит 400 ампер, то через горячие пройдет меньший ток – условно 380–390 А. При нажатом сцеплении стартер выполняет меньшую работу, поэтому для запуска ДВС понадобится меньший пусковой ток.
Во-вторых, нажимать сцепление перед пуском рекомендуют начинающим водителям. Неопытные автомобилисты часто забывают переводить КПП с рабочей передачи на нейтральную, из-за этого в момент пуска машина может дернуться. Если это происходит на парковке или в дорожной пробке, из-за такого рывка можно случайно ударить чужой автомобиль. Когда педаль выжата, такая ситуация не возникнет, даже если водитель забыл включить нейтральную передачу.
Негативный эффект от нажатого сцепления при запуске мотора
Если машина легко заводится с первого раза и аккумулятор находится в отличном состоянии, а водитель уже имеет достаточный опыт и не допускает ошибок, упомянутых выше, в выжиме педали сцепления нет острой необходимости. В иных случаях такая процедура может лишь навредить. Основные последствия таковы:
- ускоряется износ деталей сцепления;
- сокращается ресурс упорного подшипника коленвала;
- заняты обе ноги.
Рассмотрим эти пункты более детально. В первом случае речь идет о таких деталях, как муфта сцепления, выжимной подшипник, а также рабочий и главный цилиндры сцепления. Каждое нажатие на левую педаль постепенно сокращает ресурс этих узлов. Особенно интенсивно изнашивается выжимной подшипник, поскольку при нажатом сцеплении он постоянно находится под нагрузкой. Чем дольше педаль пребывает в таком состоянии, чем быстрее сокращается ресурс подшипникового узла. Срок службы муфты и цилиндров зависит в большей степени от количества нажатий, а не их продолжительности.
Во втором пункте списка – упорный подшипник коленчатого вала. Эта деталь располагается сбоку двигателя, поэтому при запуске ДВС масло доходит до нее с некоторой задержкой. При выжатом сцеплении подшипник находится под нагрузкой и работает без смазки в первые секунды после пуска мотора. Из-за этого он быстрее портится, что в итоге может привести к появлению осевого люфта коленвала и усиленным вибрациям при работе двигателя. При отпущенной педали подшипник по-прежнему работает «всухую», прежде чем до него дойдет смазка. Но он становится менее нагруженным, поэтому изнашивается медленнее.
Третий негативный момент заключается в том, что выжимать сцепление перед запуском может быть неудобно и даже опасно, если при пуске мотора приходится подгазовывать. В некоторых случаях, особенно на старых авто, двигатели с трудом заводятся без подгазовки и могут глохнуть, не раскрутившись до нормальных холостых оборотов. При этом одна нога обязательно должна быть на педали тормоза, даже если машина стоит на ровной поверхности. Большинство водителей при запуске ДВС смотрят на приборную панель, отвлекаясь от дороги. В этот момент можно не заметить, как машина при отпущенном тормозе начнет катиться вперед или назад. Если машина не заводится без подгазовки, одна нога будет занята тормозом, а вторая – педалью акселератора. Соответственно, чтобы нажать педаль сцепления, придется убрать ногу с тормоза, из-за чего машина может укатиться и столкнуться с соседним авто, забором, стеной гаража и др. В таких случаях можно пользоваться ручным тормозом, но он может быть неисправным или слишком слабым, чтобы удержать автомобиль на дороге с большим уклоном.
В каких случаях выжим сцепления действительно полезен для автомобиля
Выжимать третью педаль рекомендуется в зимнее время, когда масло в двигателе и коробке передач становится более вязким из-за мороза. В таких условиях смазочная жидкость оказывает дополнительное гидродинамическое сопротивление, затрудняя ход подвижных деталей. Когда КПП отсоединена от двигателя (при выжатом сцеплении), сопротивление оказывает только моторное масло. Если педаль не нажата, то дополнительное противодействие стартеру оказывает еще и загустевшая трансмиссионная жидкость. При этом неважно, какие масла используются в моторе и трансмиссии: синтетические, минеральные или полусинтетические. Все они густеют в морозную погоду. Разница лишь в том, что для маловязких синтетических масел этот эффект менее выражен, но он все равно присутствует.
Выжим сцепления при запуске мотора особенно уместен, если в машине используется старый изношенный аккумулятор. Если возраст батареи превышает 4–5 лет, с высокой вероятностью она потеряла значительную часть номинальной емкости и уже не способна отдавать большие токи. Аккумулятор может быть настолько слабым, что при запуске двигателя стартер с трудом проворачивает коленвал. Это можно понять по характерному звуку: вал проворачивается настолько медленно и неуверенно, будто батарея почти разряжена. Именно в таких случаях следует нажимать сцепление перед пуском двигателя. Остаточного заряда старой АКБ может хватить всего на 2–3 секунды работы стартера. Если сцепление не выжато, некоторое количество заряда аккумулятора израсходуется на прокрутку первичного вала КПП. При выжатой педали со стартера снимается лишняя нагрузка, что повышает шансы на успешный пуск ДВС, прежде чем батарея окончательно разрядится.
Также педаль следует нажимать, если нужно «прикурить» от другого автомобиля. В машине с разряженным аккумулятором нужно максимально облегчить работу стартера, чтобы сократить время запуска, не навредить автомобилю-донору и не перегреть провода для прикуривания. В этом случае выжим сцепления действительно имеет большое значение.
Вывод
Выжимать левую педаль в автомобиле с МКПП следует при холодном пуске двигателя, прикуривании и других ситуациях, когда мотор запускается с трудом. Также это полезно для водителей-новичков, которые могут забывать о включении нейтральной передачи перед запуском мотора. В остальных ситуациях, когда двигатель нормально заводится без особых усилий, в подобных действиях нет никакой нужды.
Комментарии