Причины, признаки и диагностика пробуксовки сцепления

Каждый автомобилист, эксплуатирующий автомобиль, оснащённый механической коробкой передач, должен знать, что пробуксовка сцепления – это неисправность, способная стать причиной появления серьёзных проблем. Даже незначительные симптомы пробуксовки могут сигнализировать о возникновении неисправностей, к устранению которых следует приступить без промедления.

ведомый диск и корзина сцепления

Общая информация

Конструкция сухого однодискового сцепления была разработана в 1910 году. За прошедшее десятилетия она изменилась весьма незначительно. Обязательными составляющими подобного устройства являются:

  1. Ведущий и ведомый диски.
  2. Нажимная пружина (пружины).
  3. Выжимной подшипник.

Нажимая на педаль сцепления, водитель временно прекращает подачу крутящего момента от двигателя на трансмиссию, что даёт ему возможность комфортно и безопасно переключать передачи.

схема сцепления авто

Вероятные причины пробуксовки сцепления

Становящаяся причиной ухудшения динамических характеристик автомобиля и увеличения расхода топлива, пробуксовка дисков сцепления может возникать по целому ряду причин, наиболее распространёнными из которых принято считать:

  • износ, разрушение или замасливание фрикционных накладок;
  • изменение регулировочных параметров или неисправность системы привода;
  • повреждение нажимной пружины (пружин);
  • некорректная работа выжимного подшипника;
  • износ ведущего диска или маховика.

В дороге, вдали от станций технического обслуживания, водителю приходится ориентироваться на характерные признаки износа сцепления. Но установить истинные причины поломки удаётся лишь после диагностики, проведённой в условиях надлежащим образом оборудованной мастерской.

Основные признаки неисправностей

Далеко не все автомобилисты способны сразу почувствовать появление проблем, которые поначалу едва заметны:

  • немного увеличивается расход топлива;
  • слегка ухудшается динамика;
  • незначительно возрастает усилие на селекторе переключения передач.

Слабый запах, возникающий при подгорании фрикционных накладок, смешивается с ароматами паров горюче-смазочных материалов, от чего почувствовать его довольно трудно. Однако постепенно признаки пробуксовки сцепления усиливаются:

  1. Перерасход горючего становится всё более ощутимым. Это уже не десятки граммов, а литры.
  2. При резком нажатии на педаль газа обороты двигателя резко возрастают, однако автомобиль ускоряется вяло, что становится заметно как при старте с места, так и в движении.
  3. Передачи приходится переключать с большим усилием, поскольку синхронизаторы уже не справляются.

Из-за сильного подгорания фрикционных накладок водитель и пассажиры чувствуют, как воняет сцеплением, даже находясь в салоне. Впрочем, всё это уже крайности, до которых лучше не доводить, периодически проводя несложную проверку.

Простейший метод диагностики

Для того чтобы проверить сцепление на пробуксовку, необходимо установить автомобиль на ровной, чистой и сухой поверхности с твёрдым покрытием, после чего:

  1. Установив селектор КПП в нейтральное положение, завести двигатель.
  2. Нажать на тормоз. Задействовать ручник, как рекомендуют некоторые специалисты, не стоит. Далеко не факт, что он исправен и способен развить необходимое усилие.
  3. Включить первую передачу.
  4. Поддерживая средние обороты двигателя и удерживая тормоз, начать постепенно отпускать педаль сцепления.

Если мотор заглохнет, это станет подтверждением того, неисправностей нет. Ну а если продолжит работать, значит, сцепление буксует, и надо переходить к обнаружению и устранению поломок.

Поиск причины

Начать следует с проверки состояния системы привода. Кроме визуального осмотра потребуется:

  1. Оценить состояние вилки выжимного подшипника. Она может быть изношена или повреждена.
  2. На автомобилях с механическим приводом произвести контрольные замеры, подтверждающие, что регулируемые параметры соответствуют требованиям технического регламента. В зависимости от конкретной модели транспортного средства эти требования могут быть разными. При отклонении от параметров придётся произвести регулировку.
  3. На машинах с гидравлическим приводом проверить уровень рабочей жидкости в главном цилиндре сцепления. Если он ниже положенного, следует произвести осмотр шлангов и трубопроводов. Убедиться, что те не имеют механических повреждений. Повреждённые детали необходимо заменить.

Эти работы можно выполнить, не снимая МКПП. Но если с приводом всё в порядке, то без демонтажа коробки передач, скорее всего, не обойтись.

На некоторых картерах сцепления производителями предусмотрены смотровые лючки. Однако подобные устройства встречаются всё реже. А раз так, то для оценки состояния узла придётся сначала снять коробку передач. После этого можно получить доступ к расположенным внутри картера комплектующим и оценить состояние:

  • выжимного подшипника;
  • ведомого и ведущего дисков;
  • демпферных пружин, расположенных на ведомом диске;
  • прижимной плоскости маховика;
  • нажимной пружины (пружин);
  • кожуха корзины.

И тут, как говорится, возможны варианты.

Выжимной подшипник может представлять собой самостоятельную деталь, либо, на некоторых моделях автомобилей с гидравлическим приводом сцепления, быть объединённым в один узел с рабочим цилиндром. В последнем случае рекомендуется, прежде всего, убедиться, не потёк ли цилиндр. Сам подшипник должен не иметь люфта и вращаться свободно, без заеданий. При обнаружении неисправностей его следует заменить.

фрикционные накладки ведомого диска сцепления

Наиболее распространённой поломкой ведомого диска является износ фрикционных накладок. Он может происходить как по естественным причинам, в результате выработки ресурса, так и из-за неправильного переключения сцепления водителем. Тем не менее, встречаются и другие неисправности, такие как износ или деформация одного из дисков. В этом случае рекомендуется менять весь узел целиком.

следы замасливания ведомого диска сцепления

Отдельно следует рассмотреть случай с замасливанием фрикционных накладок. Это происходит из-за утечки трансмиссионного масла через сальник коробки передач. При обнаружении подобной поломки сальник необходимо заменить. Если накладки сохранили значительную часть своего ресурса, их достаточно обезжирить.

Повреждённые демпферные пружины становятся причиной не только повышенного износа фрикционов. Из-за их дефектов ведомый диск способен лопнуть, разрушиться или деформироваться. Проблему удаётся устранить, только заменив деталь целиком.

Прижимная плоскость маховика со временем изнашивается. И хотя это происходит не так быстро, как с фрикционными накладками, следует помнить, что ресурс маховика не безграничен и, при значительном износе, ему потребуется замена. Если буксует сцепление, а вы продолжаете эксплуатировать автомобиль, износ ускоряется.

Нажимная пружина (пружины) может лопнуть или ослабнуть, что неизбежно приведёт к ослаблению прижимного усилия и проскальзыванию ведомого диска. При поломке лепестковой пружины корзина сцепления становится непригодна для дальнейшей эксплуатации, и её приходится менять целиком. На модификациях с цилиндрическими пружинами, как правило, предусмотрена возможность замены отдельных комплектующих.

Деформированный кожух корзины так же вполне способен стать причиной проскальзывания как ведущего, так и ведомого дисков. В этом случае проблему удаётся решить лишь полной заменой узла. Попытки заварить образовавшиеся трещины не дают желаемого результата.

Информация к размышлению

Как уже было сказано выше, для замены многих вышедших из строя деталей приходится снимать коробку передач. Работа это довольно сложная, требующая значительных затрат времени и средств. Поэтому, если ремонт узла не производился уже давно, не стоит пытаться сэкономить деньги, заменив лишь один явно неисправный компонент. Лучше менять весь комплект целиком. Ведь велика вероятность того, что вскорости выйдет из строя уже другой узел, и буксующее сцепление снова заявит о себе тревожными симптомами. И это значит, что КПП опять придётся демонтировать, а это стоит денег. По той же причине рекомендуется устанавливать только детали хорошего качества. Изготовленные проверенными производителями запасных частей.

Заключение

На этом,  пожалуй, и остановимся. Разумеется, данный материал не описывает все возможные проблемы, связанные с пробуксовкой сцепления. Но он затрагивает основные вопросы, позволяя оценить вероятные последствия поломки и выбрать лучшие пути устранения неисправностей. Для большинства автомобилистов этого вполне достаточно.

Видео: БУКСУЕТ СЦЕПЛЕНИЕ. Простой народный способ проверки состояния сцепления!

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2024 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector