Всеv системам любого автомобиля рано или поздно необходим ремонт, но, если обслуживание некоторых узлов можно отложить, то система торможения должна обслуживаться и ремонтироваться в первую очередь. Тормоза – это как минимум здоровье, а как максимум жизнь водителя и пассажиров.
Современные автомобильные тормоза — сложная инженерная система, но основной ее частью были и остаются тормозные колодки. Их площадь, качество и толщина — основная гарантия качественной работы тормозов автомобиля. Это и нужно знать, чтоб правильно определить сроки замены тормозных колодок.
Когда пора менять тормозные колодки
Если появились эти признаки износа колодок, пора ехать на диагностику или ремонт:
- при нажатии на педаль тормоза появляется неприятный металлический звук (вероятней всего колодки износились полностью);
- сильно снижается эффективность экстренного торможения;
- у педали тормоза появляется увеличенный ход;
- у тормозной педали чувствуется вибрация (при полном нажатии);
- при торможении автомобиль начинает срываться в занос (это особенно опасно на мокрой или скользкой дороге);
- тормозной путь становится слишком длинным;
- эффективность ручного тормоза падает;
- при резком торможении ощущается биение в колесе;
- постепенное, но постоянное уменьшение тормозной жидкости;
- появление темного налета на внутренней стороне колесного диска;
- на приборной панели загорается специальный индикатор.
Любой из этих факторов говорит об одном – пора менять тормозные колодки. Экономить на их замене нельзя, последствия могут быть самыми плачевными.
Виды тормозных колодок автомобиля
Рынок автомобильных запчастей предлагает автовладельцам тормозные колодки четырех видов:
- Полуметаллические – доля металла в таких колодках достигает 65%. Металлический порошок смешан с определенными присадками и неорганическими наполнителями, повышающими эффективность торможения и износостойкость колодок. Самые доступные и достаточно эффективные, хотя и немного шумные.
- Органические (НАО) – мягкие, менее шумные. Износ колодок происходит быстро, поэтому требует частой замены. Производятся из кевлара, стекла, резины и специальных смол.
- Низкометаллические. Изготавливаются по той же технологии, что и предыдущие, но с добавлением металлической крошки (медной или стальной), что улучшает тормозные характеристики колодок, но делает их более шумными и пыльными.
- Керамические – самые престижные и эффективные. Производятся из специально разработанного композитного материала похожего на керамику, легкие и тихие, почти не стирают тормозной диск. У них один недостаток – высокая цена, используются, в основном, на престижных моделях и в спорте.
Видео: Какие тормозные колодки лучше поставить на АВТО
При выборе новых тормозных колодок старайтесь придерживаться таких правил:
- упаковка должна быть качественной, а маркировка соответствовать модели и марке вашего авто. Аналоги можно покупать только после тщательной проверки;
- фрикционный материал при близком рассмотрении должен быть одного цвета и состава;
- поверхность фрикционного материала должна быть ровной и без трещин;
- покупать лучше оригинальный товар, лицензионный часто подделывают.
Какие факторы могут повлиять на износ колодок?
Сроки замены тормозных колодок зависят от таких факторов:
- Вес авто (загруженность) – чем он больше, тем работа тормозов должна быть сильнее, а значит, их износ будет быстрее.
- Качество фрикционного материала. Разные производители добавляют во фрикционы разные добавки, которые влияют на длительность срока эксплуатации колодок. А подделки изготовляют из похожего материала, но они не так долговечны, поэтому если “нарваться” на подделку, то она проработает недолго.
- Стиль езды. Признаки износа колодок “проявятся” быстрее при агрессивном стиле езды. Частые и сильные торможения снижают срок службы фрикционных накладок.
- Качество и конструкция тормозных дисков или барабанов.
При каком износе меняются тормозные колодки
В каждом руководстве по эксплуатации автомобиля производитель указывает срок замены тормозных колодок, это просчитывается специалистами предприятия, выпустившего автомобиль, обычно это 20-30 тыс. км.
Однако конструкторы и инженеры не могут учесть все факторы эксплуатации конкретного авто: регион, в котором он будет ездить, стиль езды водителя и другое. Самый простой и точный способ определить износ колодок – это визуальный осмотр.
Если машина прошла то количество километров, которое рекомендовал производитель, или приближается к нему, стоит проверить состояние фрикционных накладок. Если их толщина меньше 1,5-2 мм (точнее указано в руководстве конкретного авто) —тормозные колодки изношены.
В некоторых моделях машин существуют специальные окошки, через которые удобно визуально определять толщину фрикционных накладок.
Причины разного износа накладок
Неравномерный износ колодок бывает нескольких видов, и у каждого есть своя причина:
Неравномерный износ накладок одного колеса (внешняя и внутренняя колодки) происходит по двум причинам (в основном).
- Первая – подклинивание тормозного поршня из-за износа уплотнительной манжеты или уплотнителя.
- Вторая – ржавчина на (в) суппорте. В обоих случаях рекомендуем почистить узел и заменить все резиновые детали.
Износ пары колодок одного колеса, расположенного на одной оси. Часто такая проблема кроется в магистрали, по которой идет тормозная жидкость. На одной стороне магистраль может быть завоздушена или загрязнена, определить точно это могут на любом СТО. Нередко приходит в негодность тормозной шланг. В этом случае замену проводят самостоятельно (если есть навыки прокачки тормозов)
На некоторых современных моделях выходит из строя датчик АВС, который тоже влияет на распределение тормозных усилий, в этом случае стоит сразу обратиться на СТО.
Задние тормоза (колодки) стираются раньше передних. Очень частая причина этого – перетянут трос стояночного тормоза и задние колодки полностью не “расслабляются” , происходит небольшое, но постоянное трение.
Никогда резко не охлаждайте тормозные диски после длительного торможения (например, после горного спуска). Заезд в лужу или другой способ резкого охлаждения приведет к деформации диска, а впоследствии к быстрому стиранию или разрушению фрикционной накладки.
Конечно, периодичность замены колодок во многом зависит от стиля езды, интенсивности торможения и т, д, Тем не менее, существуют некоторые усредненные данные. На отечественных авто колодки рекомендуется менять каждые 10 — 15 тысяч км, на иномарках — каждые 15-20 тысяч км. Статья классная.