Обрыв ремня генератора – распространенная неисправность, которая может возникать по ряду причин. Чаще всего это происходит из-за несвоевременного техобслуживания. Как правило, ресурс генераторных ремней не превышает 80–100 тыс. км. При превышении такого пробега на нем возникают трещины, и происходит разрыв внутренних армирующих нитей. Также обрыв возможен из-за чрезмерной натяжки ремня при его замене. В некоторых случаях причина заключается в заводском браке.
Зачем нужен ремень генератора в автомобиле
Чтобы понять, какова функция генераторного ремня, следует разобраться в базовых принципах работы самого генератора. Его конструкция состоит из двух основных частей – неподвижных обмоток возбуждения и вращающегося ротора, на котором расположена силовая обмотка. Чтобы генератор вырабатывал ток, ротор должен вращаться в магнитном поле. Оно создается за счет обмоток возбуждения, которые работают по принципу электромагнитов. В момент запуска ДВС их питание обеспечивает аккумулятор. При заведенном двигателе обмотки возбуждения работают за счет тока, вырабатываемого самим генератором.
Вращение ротора генератора обеспечивается за счет двигателя машины. С помощью ремня вращательный момент передается с коленвала ДВС на генераторный шкив. В процессе работы генератор не только обеспечивает электропитанием бортовое электрооборудование (фары, свечи и катушки зажигания, датчики и др.), но и подзаряжает АКБ. Если ременная передача оборвана, ротор не будет вращаться и вырабатывать ток. При этом вся электросеть в автомобиле будет работать исключительно за счет аккумулятора. Поскольку при оборванном ремне аккумулятор не заряжается, ее заряд рано или поздно иссякнет. В итоге заглохнет двигатель, поскольку в нем не будут работать свечи, датчики и ЭБУ.
Признаки обрыва ремня генератора
Основной признак обрыва генераторного ремня – загорание значка АКБ на приборной панели при заведенном моторе. Этот индикатор указывает на то, что бортовая электросеть автомобиля работает от аккумулятора, и на него не подается зарядный ток. Именно поэтому в обычных условиях значок АКБ продолжает гореть на панели приборов при включенном зажигании, пока водитель не заведет двигатель. После запуска ДВС он должен гаснуть.
Помимо загоревшегося значка батареи также может наблюдаться снижение яркости или моргание фар, медленные движения стеклоочистителей и др. Неустойчивая работа электроприборов указывает на пониженное напряжение в бортовой электросети.
В момент, когда рвется ремень генератора, также можно услышать характерный звук. Перед обрывом зачастую наблюдается свист, вызванный проскальзыванием ремня на шкиве.
Последствия обрыва
Если порвался ремень генератора, аккумулятор перестанет заряжаться. Если АКБ не изношена до критического состояния, то накопленного заряда может хватить, чтобы проехать некоторое расстояние, около 10–20 км. Но продолжая движение своим ходом, автовладелец рискует разрядить АКБ до 0% и безвозвратно испортить аккумулятор. В этом случае придется платить и за новую батарею, и за услуги эвакуатора.
Более серьезная опасность заключается в том, что заряд батареи может иссякнуть в самый неподходящий момент – например, во время разворота или поворота налево. Машина может заглохнуть посреди перекрестка, что чревато столкновением со встречным авто.
Можно ли продолжать движение с порванным ремнем
Езда без ремня генератора допустима только в трех случаях.
- Обрыв случился недалеко от дома. В этой ситуации водитель может вернуться обратно на остаточном заряде АКБ и затем самостоятельно заменить ремень.
- Рядом есть магазин, в котором можно купить необходимые детали и заменить их на месте. В большинстве автомобилей установка генераторных ремней вполне возможна в выездных условиях. Для этого не требуется эстакада, подъемник или смотровая яма. Достаточно иметь стандартный комплект инструментов.
- Неподалеку имеется автосервис, в котором можно выполнить ремонт автомобиля определенной марки.
Если обрыв ремня генератора случился на большом расстоянии от дома или СТО, ехать на оставшемся заряде батареи нет смысла. По пути аккумулятор неизбежно разрядится, и водителю в любом случае придется вызывать эвакуатор или буксир.
Сколько можно проехать после обрыва ремня
Без ремня генератора можно ехать до тех пор, пока не иссякнет оставшийся заряд аккумулятора. Энергия будет расходоваться для работы свечей зажигания, приборной панели, указателей поворота, стоп-сигналов и других видов электрооборудования. Чтобы преодолеть большее расстояние, водителю следует отключить все лишние приборы, в которых нет острой необходимости: фары, системы обогрева (руля, стекол, зеркал, сидений), магнитолу, ходовые огни и др.
При прочих равных условиях автомобиль с бензиновым мотором сможет дольше ехать без работающего генератора, чем машина с дизельным двигателем. Свечи зажигания в бензиновых ДВС потребляют токи величиной в единицы ампер, тогда как свечи накала в дизельных моторах расходуют в среднем 10–15 А каждая. Таким образом, четыре свечи накала будут потреблять 40–60 А. С учетом других электроприборов, которые невозможно отключить (вентиляторы обдува радиатора, ЭБУ и др.), аккумулятор будет отдавать едва ли не 100 ампер. Если его емкость составляет 60 А*час, и он полностью заряжен, в таких условиях машина сможет ехать не дольше 25 минут. Но, как правило, в обычных условиях АКБ не заряжается от генератора до 100% номинальной емкости, поэтому реальное время будет меньшим.
Порядок действий при обрыве ремня генератора
Если ремень генератора оборвался при запуске ДВС перед началом поездки, не следует продолжать движение. Машину нужно оставить в гараже или на парковке и заменить ремень. Если нет возможности сделать это самостоятельно, можно вызвать выездного автоэлектрика или отбуксировать автомобиль на СТО.
Если обрыв случился посреди дороги, порядок действий будет аналогичным – вызов мастера или буксировка в автосервис. Также можно припарковать машину в разрешенном и безопасном месте, отправиться в ближайший магазин запчастей на такси или общественном транспорте, купить новый ремень, вернуться обратно и выполнить замену на месте. Разумеется, этот вариант возможен лишь в случае, если водитель способен самостоятельно справиться с таким ремонтом.
Заменять ремень какими-либо подручными средствами категорически запрещено. Веревки, куски ткани и другие приспособления не справятся с натяжением и нагрузкой, они быстро порвутся. Более того, из-за сильного трения они могут даже загореться.
Также не стоит снимать ремни с соседних механизмов (кондиционера или ГУР) и устанавливать на генератор. Они вряд ли подойдут по длине, ширине и количеству канавок.
Заключение
Обрыв генераторного ремня намного легче предотвратить, чем устранять последствия. Следует вовремя проводить его замену, корректно выполнять его установку и правильно натягивать. Если нет соответствующих навыков и опыта, такие работы лучше доверить профессионалам.
123
Комментарии