Что означает режим L на АКПП?

Современные автомобили в большинстве оснащаются автоматическими коробками переключения передач (АКПП). Считается, что управлять авто с ними проще и безопаснее для людей, которые не имеют никакой технической подготовки и водительского опыта. Но для правильной эксплуатации автоматической коробки нужны дополнительные знания, например, многие водители не совсем понимают, зачем нужен режим L на автомате, и как правильно его применять. А это может привести к преждевременному износу агрегатов, что закончится поломкой и дорогостоящим ремонтом.

режимы переключения автоматической коробки передач

Что такое режим работы L в коробке «автомат»

На коробках автомат можно увидеть режим работа трансмиссии, обозначенный L, иногда такого режима нет, а есть цифра 1 или буква В, что является полной его аналогией. Данная функция является сокращением от английского Low, что означает «пониженный», «низкий».

При включении режима L в коробке автомат, трансмиссия принудительно начинает работать на первой передаче. Если в режиме D (Драйв) при нажатии на педаль газа идет переключение передач с 1 на 2 и далее, а после того, как нога перестает нажимать на нее, процесс идет в обратную сторону, то в режиме L движение продолжается на 1 передаче, несмотря на растущие обороты.

То есть, установив на коробке режим L или 1 и начав движение, можно убедиться, что на приборной панели будет светиться только первая передача, при этом обороты будут возрастать, а переключение в привычном режиме не произойдет.

Поскольку человеческий фактор всегда остается одним из основополагающих, водитель может просто забыть, что он едет на пониженном режиме АКПП. Что произойдет в этом случае?

Двигатель и коробка перегрузятся и какой-то из узлов может выйти из строя, ведь они не рассчитаны на длительную работу на предельных оборотах. Чтобы этого не случилось, режим L едет на 1 передаче до тех пор, пока обороты, а значит, и стрелка тахометра не достигнут зоны отсечки, то есть, предельно допустимого числа оборотов. Эта зона на тахометре, как правило, обозначается красной полосой. Как только стрелка достигает отсечки, коробка в автоматическом режиме переходит на 2 передачу, что заставляет водителя обратить внимание на режим работы двигателя и не дает ему сломаться за счет перегрузки.

зона отсечки на тахометре

Исходя из этого нужно понимать, что работа в режиме пониженной передачи – это одна из крайних мер, которую нужно использовать только в определенных ситуациях. В повседневном вождении по ровным асфальтированным дорогам, он может и не понадобиться. А при его включении нужно быть внимательным, поскольку выход на предельные режимы до отсечки сам по себе вреден для любого двигателя, приводя его к быстрому износу. Поэтому несвоевременный выход из режима L уже является ошибкой, сокращающей ресурс работы двигателя и коробки передач.

Но в некоторых случаях без него не обойтись, поэтому есть смысл рассмотреть типичные ситуации, когда требуется режим стационарной пониженной передачи.

Когда применяется режим L

Для безопасного передвижения и повышения проходимости автомобиля необходимо правильно применять режим движения L. Это рекомендуется делать в нескольких случаях, когда нормальное движение в режиме Драйв затруднено, невозможно или даже опасно. Перечислим основные ситуации, года такой режим движения станет помощником водителя.

  1. Установка режима L на автоматической коробке передач означает, что машина двигается с передаточным числом, соответствующим 1 передаче, и  при небольшой скорости и малой частоте вращения колес развивается максимальное тяговое усилие. Поэтому установка данного режима движения очень помогает, когда автомобиль трогается или движется под крутой уклон. В этом случае попытка автомата переключиться на повышенную передачу приведет к резкому падению тяги, и он может не успеть вернуться на пониженную передачу, в результате – автомобиль заглохнет.
  2. Частный случай такой ситуации – движение под уклон на загруженном автомобиле. Дело в том, что АКПП настроена на стандартную массу автомобиля, а если он загружен или тянет прицеп, то переключение может происходить слишком рано, и машина не будет ехать нормально. В этом случае установка режима L поможет нормально выехать на гору, после чего можно переключаться на Драйв.
  3. Плохая дорога. В наших реалиях никого не удивишь плохой дорожной поверхностью. Если ехать по такому участку в обычном режиме, высока вероятность попадания на кочку, в яму или ухаб, а это если не ломает сразу, то существенно сокращает срок службы подвески. Поэтому на очень плохих участках с кочками, ухабами, лужами и другими препятствиями, лучше включать режим L, который обезопасит от излишнего набора скорости.
  4. Спуск с по крутому уклону. Многим водителям известен такой прием как торможение двигателем. Но применить его на автоматической коробке, включенной на Драйв невозможно, машина разгоняется, передачи переключаются в своей очередности и торможения двигателем не получится, приходится перегревать тормоза. Если же включить режим L, то машина будет постоянно двигаться на первой передаче, тем самым притормаживая на уклоне, в этом случае нагрузка на тормозные колодки будет значительно ниже. Кроме того, торможение таким способом намного удобнее и безопаснее, если это приходится делать на каменистом, песчаном или грунтовом склоне, поскольку вращающиеся с постоянной скоростью колеса оставляют определенную управляемость, а вот после нажатия на педаль тормоза авто часто теряет управление.
  5. Движение по любой скользкой поверхности. Здесь можно выделить два характерных момента. Если приходится трогаться на льду, утрамбованном снегу, грязи или другой скользкой поверхности то в режиме Драйв колеса начинают прокручиваться, набирая скорость, при этом включаются повышенные передачи, и машина или пробуксовывает, садится на днище, или ее резким рывком бросает вперед, что может привести к возникновению аварийной ситуации. При включении L на АКПП, колеса крутятся на стабильной скорости, в зависимости от степени нажатия на педаль газа, этого достаточно, чтобы уверенно тронуться, после чего переводить коробку в другой режим.
  6. Второй вариант движения при недостаточном сцеплении с поверхностью – когда нужно пересечь скользкий участок поверхности, например, лужу с заиленным дном. На Драйве колеса начинают прокручиваться, передачи переключаются, скорость повышается и машину или бросает вбок, или она садится на днище. При установке режима L колеса на вращаются со стабильной частотой, не пробуксовывая и вероятность пересечь такую преграду без последствий становится гораздо выше.

В случае, если автомобиль приходится вытягивать из грязи или снега, буксировщику тоже поможет режим L, поскольку при нейтральном положении его мощности может не хватить для вытаскивания автомобиля.

Особенности включения режима L

Можно встретить мнение, что режим L можно включать только тогда, когда автомобиль стоит на месте, но это не так. Даже если коробка стоит в режиме Овердрайв, переводить ее в режим пониженной передачи не запрещается. Но здесь нужно четко соблюдать одно правило – при переключении скорость не должна превышать 25 км/час. Если этот показатель превышен, двигатель и коробка подвергнутся повышенной нагрузке. Поэтому перед включением нужно точно контролировать скорость, а иногда действительно лучше сначала остановиться, чтобы оценить ситуацию на дороге.

А вот переход в режим Драйв переходит без проблем. Если необходимость в пониженной передаче пропала, можно переводить рычаг в режим нормального движения и спокойно продолжать движение.

Важно осознавать, что режим L на автоматической коробке передач лишь вспомогательный, и длительное движение на нем не рекомендуется. В то же время, отказываться от него не имеет смысла, поскольку в описанных выше ситуациях он становится настоящей палочкой-выручалочкой как для опытного водителя, так и новичка.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2023 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector