Современные автомобили в большинстве оснащаются автоматическими коробками переключения передач (АКПП). Считается, что управлять авто с ними проще и безопаснее для людей, которые не имеют никакой технической подготовки и водительского опыта. Но для правильной эксплуатации автоматической коробки нужны дополнительные знания, например, многие водители не совсем понимают, зачем нужен режим L на автомате, и как правильно его применять. А это может привести к преждевременному износу агрегатов, что закончится поломкой и дорогостоящим ремонтом.
Что такое режим работы L в коробке «автомат»
На коробках автомат можно увидеть режим работа трансмиссии, обозначенный L, иногда такого режима нет, а есть цифра 1 или буква В, что является полной его аналогией. Данная функция является сокращением от английского Low, что означает «пониженный», «низкий».
При включении режима L в коробке автомат, трансмиссия принудительно начинает работать на первой передаче. Если в режиме D (Драйв) при нажатии на педаль газа идет переключение передач с 1 на 2 и далее, а после того, как нога перестает нажимать на нее, процесс идет в обратную сторону, то в режиме L движение продолжается на 1 передаче, несмотря на растущие обороты.
То есть, установив на коробке режим L или 1 и начав движение, можно убедиться, что на приборной панели будет светиться только первая передача, при этом обороты будут возрастать, а переключение в привычном режиме не произойдет.
Поскольку человеческий фактор всегда остается одним из основополагающих, водитель может просто забыть, что он едет на пониженном режиме АКПП. Что произойдет в этом случае?
Двигатель и коробка перегрузятся и какой-то из узлов может выйти из строя, ведь они не рассчитаны на длительную работу на предельных оборотах. Чтобы этого не случилось, режим L едет на 1 передаче до тех пор, пока обороты, а значит, и стрелка тахометра не достигнут зоны отсечки, то есть, предельно допустимого числа оборотов. Эта зона на тахометре, как правило, обозначается красной полосой. Как только стрелка достигает отсечки, коробка в автоматическом режиме переходит на 2 передачу, что заставляет водителя обратить внимание на режим работы двигателя и не дает ему сломаться за счет перегрузки.
Исходя из этого нужно понимать, что работа в режиме пониженной передачи – это одна из крайних мер, которую нужно использовать только в определенных ситуациях. В повседневном вождении по ровным асфальтированным дорогам, он может и не понадобиться. А при его включении нужно быть внимательным, поскольку выход на предельные режимы до отсечки сам по себе вреден для любого двигателя, приводя его к быстрому износу. Поэтому несвоевременный выход из режима L уже является ошибкой, сокращающей ресурс работы двигателя и коробки передач.
Но в некоторых случаях без него не обойтись, поэтому есть смысл рассмотреть типичные ситуации, когда требуется режим стационарной пониженной передачи.
Когда применяется режим L
Для безопасного передвижения и повышения проходимости автомобиля необходимо правильно применять режим движения L. Это рекомендуется делать в нескольких случаях, когда нормальное движение в режиме Драйв затруднено, невозможно или даже опасно. Перечислим основные ситуации, года такой режим движения станет помощником водителя.
- Установка режима L на автоматической коробке передач означает, что машина двигается с передаточным числом, соответствующим 1 передаче, и при небольшой скорости и малой частоте вращения колес развивается максимальное тяговое усилие. Поэтому установка данного режима движения очень помогает, когда автомобиль трогается или движется под крутой уклон. В этом случае попытка автомата переключиться на повышенную передачу приведет к резкому падению тяги, и он может не успеть вернуться на пониженную передачу, в результате – автомобиль заглохнет.
- Частный случай такой ситуации – движение под уклон на загруженном автомобиле. Дело в том, что АКПП настроена на стандартную массу автомобиля, а если он загружен или тянет прицеп, то переключение может происходить слишком рано, и машина не будет ехать нормально. В этом случае установка режима L поможет нормально выехать на гору, после чего можно переключаться на Драйв.
- Плохая дорога. В наших реалиях никого не удивишь плохой дорожной поверхностью. Если ехать по такому участку в обычном режиме, высока вероятность попадания на кочку, в яму или ухаб, а это если не ломает сразу, то существенно сокращает срок службы подвески. Поэтому на очень плохих участках с кочками, ухабами, лужами и другими препятствиями, лучше включать режим L, который обезопасит от излишнего набора скорости.
- Спуск с по крутому уклону. Многим водителям известен такой прием как торможение двигателем. Но применить его на автоматической коробке, включенной на Драйв невозможно, машина разгоняется, передачи переключаются в своей очередности и торможения двигателем не получится, приходится перегревать тормоза. Если же включить режим L, то машина будет постоянно двигаться на первой передаче, тем самым притормаживая на уклоне, в этом случае нагрузка на тормозные колодки будет значительно ниже. Кроме того, торможение таким способом намного удобнее и безопаснее, если это приходится делать на каменистом, песчаном или грунтовом склоне, поскольку вращающиеся с постоянной скоростью колеса оставляют определенную управляемость, а вот после нажатия на педаль тормоза авто часто теряет управление.
- Движение по любой скользкой поверхности. Здесь можно выделить два характерных момента. Если приходится трогаться на льду, утрамбованном снегу, грязи или другой скользкой поверхности то в режиме Драйв колеса начинают прокручиваться, набирая скорость, при этом включаются повышенные передачи, и машина или пробуксовывает, садится на днище, или ее резким рывком бросает вперед, что может привести к возникновению аварийной ситуации. При включении L на АКПП, колеса крутятся на стабильной скорости, в зависимости от степени нажатия на педаль газа, этого достаточно, чтобы уверенно тронуться, после чего переводить коробку в другой режим.
- Второй вариант движения при недостаточном сцеплении с поверхностью – когда нужно пересечь скользкий участок поверхности, например, лужу с заиленным дном. На Драйве колеса начинают прокручиваться, передачи переключаются, скорость повышается и машину или бросает вбок, или она садится на днище. При установке режима L колеса на вращаются со стабильной частотой, не пробуксовывая и вероятность пересечь такую преграду без последствий становится гораздо выше.
В случае, если автомобиль приходится вытягивать из грязи или снега, буксировщику тоже поможет режим L, поскольку при нейтральном положении его мощности может не хватить для вытаскивания автомобиля.
Особенности включения режима L
Можно встретить мнение, что режим L можно включать только тогда, когда автомобиль стоит на месте, но это не так. Даже если коробка стоит в режиме Овердрайв, переводить ее в режим пониженной передачи не запрещается. Но здесь нужно четко соблюдать одно правило – при переключении скорость не должна превышать 25 км/час. Если этот показатель превышен, двигатель и коробка подвергнутся повышенной нагрузке. Поэтому перед включением нужно точно контролировать скорость, а иногда действительно лучше сначала остановиться, чтобы оценить ситуацию на дороге.
А вот переход в режим Драйв переходит без проблем. Если необходимость в пониженной передаче пропала, можно переводить рычаг в режим нормального движения и спокойно продолжать движение.
Важно осознавать, что режим L на автоматической коробке передач лишь вспомогательный, и длительное движение на нем не рекомендуется. В то же время, отказываться от него не имеет смысла, поскольку в описанных выше ситуациях он становится настоящей палочкой-выручалочкой как для опытного водителя, так и новичка.
Комментарии