Какие обороты двигателя нужно держать при езде, чтобы продлить срок его службы

В этой статье поговорим об оборотах двигателя при езде на обычных легковых автомобилях. О грузовиках, мотоциклах, спорткарах здесь речи не идет.

тахометр и спидометр на панели приборов авто

Оптимальными для двигателя всегда считались обороты максимального крутящего момента. И многие руководства рекомендовали водителям поддерживать именно эту частоту вращения. Утверждение справедливое, однако не следует выполнять его педантично. Почему – разберемся далее.

Режим холостого хода

У автомобильных моторов обороты холостого хода – самые низкие. Это уменьшает расход топлива, масла, уменьшает шумность и износ. Насколько же можно опускать частоту вращения коленчатого вала?

Первым ограничением являются условия смазки. Для этого масляный насос должен вращаться с нужной частотой, обеспечивая давление в системе. Необходимо также поддерживать достаточную скорость поворота коленчатого вала относительно вкладышей. Эти условия обеспечивают надежный масляный клин. Занижать частоту вращения ради экономии топлива нецелесообразно. Это приводит к ухудшению смазки, повышению вибрации. Иногда приходится прибавлять холостые, если горит, промаргивает индикаторная лампочка давления масла. Конечно, это временная мера. Низкое давление масла — нехороший симптом. Необходимо срочно исправлять причину. Холостой ход может вдруг стать нестабильным. Мотор троит, появляется вибрация. Хороший водитель скажет, что нужно проверить свечи, а может, засорился карбюратор. Все так, но на каких частотах эксплуатируется машина?

Низкая скорость вращения коленвала

Низкие обороты мотора — в первую очередь выбор тех, кто экономит топливо, а на агрегатах уже имеющих ощутимый расход масла, еще и смазку. Кроме того, эти водители считают, что и износ двигателя будет меньше, если его детали будут проходить меньше циклов с чем нельзя не согласиться. Например, диафрагменный топливный насос. Конечно его диафрагма разорвется раньше, если обороты ДВС будут высокими. Повлияет не только количество ходов, но и собственно скорость.

Правоту такой теории подтверждает и организация работы агрегатов с автоматической трансмиссией. При равномерном движении по прямой, она поддерживает частоту намного ниже максимального крутящего момента. Разумно предположить, что конструкторы знают на каких оборотах лучше ездить.

Пример с насосом показателен и справедлив практически для всех деталей.

Однако, есть и недостатки езды на низких оборотах:

  1. Давление масла ниже, в то время, как нагрузка выше.
  2. Интенсивность продувки цилиндров снижена.
  3. Вследствие повышенной нагрузки, в камеры сгорания подается более богатая смесь.

Стремясь снизить скорость вращения коленчатого вала, нужно всегда помнить о нагрузке.
таблица оптимальных оборотов двигателя

  • повышение последней, при снижении качества смазки, приводит к износу шеек коленчатого вала, шатунных и коренных подшипников, поршней;
  • недостаточная продувка цилиндра — одна из причин повышенного образования нагара, закоксовки мотора. Это приводит к потере подвижности поршневых колец, нагар на свечных электродах ухудшает воспламенение, уменьшает тягу и экономичность;
  • покрытые нагаром клапаны газораспределения и свечи создают условия для калильного зажигания;
  • двигатель, работающий на большой нагрузке при малой частоте, более склонен к детонации.

Ориентируясь на низкую частоту вращения, следует выбирать соответствующую модификацию свечей зажигания.

А если двигатель вдруг забарахлил на холостых, попробуйте для начала проехаться с хорошей нагрузкой, хорошенько раскрутив мотор.

Высокая частота вращения коленвала

повышенные обороты мотора на тахометре

Движение на высоких оборотах интенсифицирует все рабочие процессы, помогает избавиться от нагара, а также конденсата в картере ДВС. Залегшим ранее поршневым кольцам удается сбросить с себя вредоносные сажевые отложения. Они вновь обретают подвижность.

Раскоксовка мотора влечет за собой:

  1. Уменьшение расхода масла за счет очистки и подвижности маслосъемных колец.
  2. Лучшую теплоотдачу вследствие плотного контакта верхнего компрессионного кольца со стенкой цилиндра.
  3. Повышение компрессии — увеличение мощности.
  4. Стабильность работы на всех режимах.

Стремление к постоянному поддержанию высоких оборотов, это перерасход топлива, возможно масла и снижение ресурса мотора. В этом режиме мотор работает не оптимально. У него другая задача — выдать максимальную мощность. Это нужно, например на обгоне. Примером неоптимальной работы может служить поршневые кольца, которые не успевают чутко следовать за неровностями цилиндра, отрываются от его стенки, чем допускают прорыв газов в картер и перерасход масла.

Максимальные обороты двигателя оптимальными назвать никак нельзя, однако, как следует из вышеизложенного, периодическая работа ДВС в этом режиме полезна, а иногда необходима.

Есть еще один важный момент. Стенка цилиндра не изнашивается в верхнем своем поясе, поскольку первое компрессионное кольцо туда не доходит. Образуется ступенька. Уровень подъема кольца зависит от скорости поршня и степени износа деталей. Если мотор всегда работает на низах, кольцо не поднимается максимально. Ступень, в этом случае, находится относительно низко. Но вот, машина меняет хозяина, а тот крутит мотор до отсечки. Поршень, вместе с кольцом, поднимается чуть выше из-за перекладки деталей в зазорах сопряжений. Этого достаточно для того, чтобы кольцо ударило бы в верхний пояс и сломалось. Такая беда случается чаще, когда в поношенные цилиндры устанавливают новые кольца.

Если периодически использовать мотор в режиме высокой частоты, граница выработки располагается выше, а переход от рабочей зоны к верхнему поясу получается более плавный.

Где искать золотую середину

При движении в установившемся режиме, по прямой, а также плавном разгоне наиболее правильным было бы считать сектор от минимально допустимой по нагрузке частоте вращения, до максимального крутящего момента. При его достижении следует переключаться на высшую передачу. Но из этой зоны следует периодически выходить, по причинам, которые были изложены выше. Также всегда нужно иметь в виду нагрузку. Если все места в салоне заняты, и заполнен багажник, нужно раскручивать двигатель сильнее. То же самое при движении в гору. А вот переключиться с первой на вторую можно и пораньше. Там нагрузка небольшая. При интенсивном разгоне стрелка тахометра тоже заходит за границу максимального крутящего момента.

Моторы бывают разные

Все двигатели отличаются своими характеристиками и конструктивными особенностями. Одни оборотистые — их максимум крутящего момента превышает 4000 об./мин., а другие рассчитаны на хорошую тягу на низах. Технические характеристики автомобиля необходимо изучить и ориентироваться именно на них.

Коренным образом отличаются бензиновые и дизельные двигатели. Максимальной тяги современные дизели легковых автомобилей достигают уже при 2000 об/мин., а то и раньше, а отсечка топлива установлена уже на 4000 и даже 3750 об/мин. Дизелям тоже нужно раскручивать коленвал. Хоть у них нет системы зажигания, и подача воздуха всегда максимальная, но образование сажи происходит интенсивнее. Режим высокой нагрузки очищает сажевый фильтр. Но длительная эксплуатация с предельной частотой вращения противопоказана.

Знание теории работы двигателя и опыт вождения позволяют чувствовать машину, интуитивно безошибочно выбирать рабочие обороты двигателя.

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2024 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector