Разработав систему искрового зажигания от магнето, пришедшую на смену малоэффективному и капризному калильному зажиганию, еще в 1901 году Bosch стал пионером в этой области. Неудивительно, что с подобным опытом разработки свечей зажигания, мало изменившихся по принципу действия за последний век, компания остается одним из их крупнейших производителей. Годовой объем выпуска свечей зажигания Bosch – более 350 миллионов штук.
Расшифровка маркировки свечей Bosch
Учитывая, что ассортимент компании покрывает весь рынок – от садовой техники до тяжелых автомобильных моторов с объемом в несколько литров, система маркировки свечей зажигания Bosch достаточно сложна.
Первый символ кода маркировки определяет тип установочной резьбы и уплотнения, размер шестигранника под свечной ключ:
Символ |
Резьба |
Шестигранник |
Уплотнение |
A |
12*1.25 |
14 |
Конус |
D |
18*1,5 |
21 |
-“- |
E |
10*1,0 |
12 |
Кольцо |
F |
14*1,25 |
16 |
-“- |
H |
-“- |
-“- |
Конус |
K |
-“- |
14 |
-“- |
L |
-“- |
-“- |
Кольцо |
M |
18*1,5 |
26 |
-“- |
N |
10*1,0 |
14 |
-“- |
S |
12*1,25 |
-“- |
Конус |
T |
10*1,0 |
16 |
-“- |
U |
-“- |
-“- |
Кольцо |
V |
12*1,25 |
14 |
-“- |
W |
14*1,25 |
21 |
-“- |
X |
12*1,25 |
17,5 |
-“- |
Y |
-“- |
16 |
-“- |
Z |
-“- |
14 |
-“- |
Второй символ маркировки определяет конструктивные особенности свечи, для легковых автомобилей основной по распространенности – это R (встроенный помехоподавительный резистор).
Далее идет маркировка калильного числа, условно идущая от 6 (самые «холодные» свечи) до 13 (самые «горячие»). Обратите внимание, что шкала «обратная» относительно отечественного ГОСТа, где меньший индекс соответствует «горячим» свечам, а больший – «холодным».
Следом за калильным числом указывается идентификатор длины резьбы и вылета центрального электрода свечи.
Символ |
Длина у свечей с уплотнительным кольцом |
Длина у свечей с конусом |
Вылет электрода |
A |
12,7 |
11,2 |
1 |
B |
-“- |
-“- |
3 |
C |
19 |
17,5 |
1 |
D |
-“- |
-“- |
3 |
E |
9,5 |
7,8 |
1 |
F |
-“- |
-“- |
3 |
G |
12,7 |
11,2 |
4 |
H |
19 |
17,5 |
7 |
J |
-“- |
-“- |
8 |
K |
-“- |
-“- |
4 |
L |
-“- |
-“- |
5 |
M |
26,5 |
25 |
3 |
N |
-“- |
-“- |
4 |
R |
-“- |
-“- |
8 |
S |
-“- |
-“- |
5 |
T |
-“- |
-“- |
7 |
U |
-“- |
-“- |
9 |
V |
19 |
17,5 |
-“- |
X |
26,5 |
25 |
6 |
Y |
19 |
17,5 |
-“- |
Подбор по автомобилю
При подборе свечи зажигания Bosh для авто длина резьбового участка должна соответствовать штатным свечам. Более длинная резьба, выступая в камеру сгорания, будет обрастать нагаром и при выворачивании повредит резьбу в головке (на ряде двигателей слишком длинная свеча и вовсе может столкнуться с клапанами или поршнем). Слишком короткая свеча вызовет перебои в работе двигателя из-за плохой вентиляции искрового промежутка: туда будет поступать недостаточное количество свежей смеси, которая и поджигается в момент искрообразования.
Вариации вылета электрода допустимы только в небольшом диапазоне. В максимально компактных камерах сгорания с центральным расположением свечи вылет невелик. В восьмиклапанниках классической конструкции, где свеча зажигания находится сбоку и ее искровой промежуток хуже продувается свежей топливовоздушной смесью, вылет увеличивается, чтобы вывести искровой промежуток глубже в камеру сгорания.
У многоэлектродных свечей появляется дополнительный символ в маркировке: D для двухэлектродных (double), T для трехэлектродных (triple), Q для четырехэлектродных (quadriple).
Для обозначения материала электродов предусмотрены символы C (медь), E (никель-иттрий), P (платина), S (серебро), I (платина-иридий).
Последний символ обозначает зазор между электродами:
Символ |
Зазор |
S |
0,7 |
T |
0,8 |
U |
1,0 |
V |
1,3 |
W |
0,9 |
X |
1,1 |
Y |
1,5 |
Z |
2,0 |
Увеличение зазора относительно штатного позволяет поднять мощность искрового разряда, облегчая воспламенение смеси. Но одновременно при этом растет и нагрузка на систему зажигания, возрастает риск пробоя высоковольтных проводов или катушки зажигания.
Применяемость свечей зажигания Bosch описывается маркировкой достаточно точно. Например, разберем подбор аналога для распространенных отечественных А17ДВРМ. Начнем с резьбы и типа уплотнения – 14*1,25, обжимное кольцо, свечной ключ на 21. Следовательно, первой буквой в маркировке должна быть W. Поскольку в свече есть помехоподавительный резистор, то вторая буква маркировки – R. Разбирая характеристики свечей зажигания Bosch в части калильных чисел, обнаруживаем, что ГОСТовскому «17» здесь будет соответствовать 7. Так как длина резьбы у А17ДВРМ – 19 мм (с учетом толщины кольца в необжатом состоянии), а вылет у электрода небольшой, то следующий символ маркировки – D.
Возьмем свечу обычного типа, то есть без дополнительного указания на материал электродов, классической конструкции с одним боковым электродом В итоге получаем маркировку WR7D. Однако в магазинах такие вряд ли найдутся, поэтому выберем наиболее бюджетный вариант с медными электродами – WR7DC.
Сравнение с другими производителями
Если сравнивать реальные характеристики и качество свечей Bosch с продукцией их основных конкурентов из Японии – Bosch и NGK, то стоит отметить стабильное удержание позиций немецкой фирмой. Являясь автором первого патента на искровые свечи зажигания, на контроль качества поневоле приходится обращать внимание – это уже вопрос престижа.
Даже в бюджетном сегменте недорогие свечи C-серии (с медными электродами) демонстрируют отличные показатели по мощности двигателя и токсичности выхлопа – а это указывает на стабильность искрообразования и мощность искры. Снижение мощности с одновременным ростом токсичности даже на один процент, которое при езде никто и не заметит, уже указывает на то, что у свечей есть небольшие перебои в работе. Так что свечи Bosch (если, они не контрафактные) в мотор можно ставить смело.
Если же начать разговор о наиболее дорогих свечах с платиновыми и иридиевыми электродами, где пионерами и признанными авторитетами в разработке стали как раз японцы, то есть определенный нюанс. Bosch на ряде моделей полностью утапливает центральный электрод в тело изолятора, что при эксплуатации на низкокачественном топливе (а нарваться на него риск есть всегда) быстро дает о себе знать.
Такая конструкция электродов чувствительна к нагару, и особенно – токопроводящему, самоочистка центрального электрода затруднена. В результате дорогие платиновые свечи, от которых ожидают высокого ресурса, в реальности «сдаться» могут очень быстро. Аналоги с выступающим центральным электродом от Denso и NGK на практике показывают лучшие результаты по ресурсу и надежности работы.
Фирменный каталог аналогов
Подбор свечей зажигания Bosch по марке автомобиля значительно удобнее, чем описанное выше «конструирование» маркировки по параметрам штатных свечей. Уже хотя бы потому, что не у всех есть возможность (да и желание) обмерять свечу штангенциркулем и сопоставить таблицы калильных чисел разных производителей.
Выложенный на сайте фирмы Bosch каталог свечей зажигания (к сожалению, не русифицированный) позволяет найти аналог штатных свечей даже для редких автомобилей, уже перешагнувших порог возраста, когда их начинают причислять к олдтаймерам. Нетрудно найти и современные массовые автомобили – перечисление марок идет в алфавитном порядке, запутаться трудно. Возьмем, к примеру, всем известный Daewoo Matiz:
Нетрудно заметить, что у одного и того же литрового мотора на самом деле применяются разные свечи, причем разные конструктивно – отличаются и шестигранники под ключ, и калильные числа.
Комментарии