Нестабильная работа двигателя на холостых, почему скачут обороты?

Колебания оборотов на холостом ходу заметны сразу и проявляются в:

  • непостоянстве показаний тахометра. При этом стрелка ведет себя по-разному. Обороты начинают плавать, проваливаются в такт с циклами двигателя, самопроизвольно возрастают и возвращаются к номинальному значению и т. д;
  • изменение скорости вращения ощутимо на слух;
  • вибрация, тряска в салоне хорошо чувствуется на рычаге управления коробкой передач. Этот симптом не всегда указывает на колебание частоты. Причиной может быть, например, оборвавшаяся опора двигателя.

дергается стрелка тахометра на холостых

Неустойчивая работа двигателя. Причина и следствие

Неравномерность вращения приводит к следующим последствиям:

  • дискомфорт. Мешает не только вибрация, но и прыгающая стрелка тахометра со временем действует на нервы;
  • перерасход топлива;
  • при длительной работе в таком режиме образуется нагар, постепенно «забрасывает» свечу, неисправность усиливается;
  • двигатель может заглохнуть;
  • вибрация вызывает самопроизвольное ослабление крепежа.

Однако, плавающую частоту следует рассматривать больше как следствие дефектов механизмов и систем. Их превеликое множество, и все они отражаются на изменении частоты вращения коленчатого вала (КВ). Мы расскажем об основных причинах плавающих оборотах на холостом ходу, идя от простого к сложному.

Карбюраторный двигатель

Если мотор «троит», т.е. из четырех цилиндров один неисправен, нужно выяснить какой. Для этого изолированными плоскогубцами снимают наконечник высоковольтного провода по очереди с каждой свечи. Отсутствие каких либо изменений говорит о том, что цилиндр неисправен. Отключение рабочего цилиндра приводит к нестабильным оборотам.

Настраивать карбюратор следует при всех рабочих цилиндрах.

Устаревшее устройство отличается нестабильностью настроек. Часто для исправления ситуации следует настроить именно качество и количество бензовоздушной смеси на холостом ходу (х/х). Так, игла качества может вывернуться, либо засориться. Иногда старая игла шатается в посадочном месте, и вибрация делает свое дело.

Регулировка х/х на карбюраторном двигателе

регулировка холостого хода карбюратора

В общем случае процесс такой:

  1. Снимите крышку и корпус воздушного фильтра — он привинчен сверху карбюратора. При этом сразу можно увидеть, что фильтр залит маслом. Это говорит о неисправности системы вентиляции картера или цилиндропоршневой группы (ЦПГ).
  2. Проверьте крепление карбюратора к впускному коллектору. Возможен подсос воздуха. Оцените положение и подвижность воздушной и топливной заслонок.
  3. Если все в порядке, обороты на холостом ходу не плавают, приступайте к регулировке.
  4. Винтом количества установите требуемую частоту.
  5. Поворачивая винт качества (по и против часовой стрелки) «поймайте» максимальные обороты.
  6. Теперь подкорректируйте их винтом количества до номинала.
  7. Медленно заворачивайте винт качества, до появления первых провалов. Этим вы обедняете смесь, добиваетесь экономичности. Немного поверните винт в обратном направлении. Этим вы чуть обогатите смесь, добьетесь стабильности.
  8. Оцените, как ведет себя двигатель после резкого нажатия на газ, и когда обороты резко падают.
  9. Откорректируйте регулировку, если возникает неравномерность, или мотор глохнет.
  10. Установите воздушный фильтр, при необходимости сменив элемент.
  11. Проверьте, откорректируйте регулировку.

Если холостые обороты по-прежнему скачут, следует искать более глубокую причину.

Причины нарушения стабильности холостого хода

Причины неисправности могут исходить от всех механизмов и систем:

Со стороны цилиндро-порщневой группы —  это низкая компрессия.

Со стороны газораспределительного механизма (ГРМ):

  • нарушена регулировка тепловых зазоров клапанов;
  • негерметичность клапана;
  • несоответствие меток ГРМ и кривошипно-шатунного механизма (КШМ);
  • негерметичность маслосъемных колпачков — в цилиндр попадает масло, заливает свечу.

Система зажигания

  • неисправны: свечи, высоковольтные провода, катушка зажигания, крышка трамблера, бегунок, контактная группа, датчик Холла;
  • нарушены регулировки контактной группы, угла опережения зажигания.

Система питания

  • неисправен карбюратор;
  • следует отметить засоренность вентиляции бензобака, топливного фильтра, неисправность топливоподкачивающего насоса. Однако, эти неисправности проявляются в первую очередь на тяговых характеристиках, и во вторую на режиме х/х.

Система охлаждения

  • Попадание охлаждающей жидкости (ОЖ) в камеру сгорания. Чаще всего повреждена прокладка головки блока (ГБЦ).

Система вентиляции картера

вентиляционная система картера

  • Засорена, неисправна, не справляется с отделением масла из-за дефекта ЦПГ.

Впускной коллектор

Выхлопной тракт

  • Закупорка обычно связана с засорением, оплавлением сот катализатора.

Как определить неисправный компонент

Диагностику ЦПГ и ГРМ проводят с помощью комплекса мер, основной из которых является измерение компрессии. Зазоры клапанов ГРМ регулируют, сняв клапанную крышку. При этом проверяют соответствие меток КШМ и ГРМ.

О многом расскажут снятые свечи. Их модель должна соответствовать рекомендациям изготовителя. Светло-коричневый налет на электродах — признак нормальной работы.

белый налет на свечах зажигания

Белый цвет — бедная смесь. Неисправен карбюратор (в первую очередь низкий уровень в поплавковой камере), подсос воздуха, или попадание ОЖ. Черный нагар хлопьями — богатая смесь. Он может наблюдаться и при слабой искре. Налипший черный нагар — масло. Сырая свеча просто не работала. Работоспособность свечей правильнее проверять на стенде, под давлением. Зазор между электродами регулируется, а измеряется не плоским, а круглым свечным щупом.

черный налет

При необходимости проверяются все компоненты системы зажигания. Неисправные заменяются. Но к неисправности может привести отсыревание. Попробуйте просушить катушку, провода, свечи. Если это так, то причину попадания влаги необходимо найти. На старом автомобиле вода может попадать через сквозную дырку в кузове. Подобные прецеденты случались.

Признаки неисправности системы вентиляции картера — масло в воздушном фильтре, повышенное давление картерных газов.

Есть много способов поисков неплотностей впускного коллектора, наиболее эффективным из которых многие считают применение дымогенератора. Устройство нагнетает дым в полость, и по его выходу можно определить брешь.

Инжекторный двигатель

фишка - причина плавающих оборотов

Применение инжекторов предполагает точную и надежную дозировку бензина, тонкий распыл. Этому способствует нагнетание горючего под давлением и электронное управление. Последняя четко отмеряет цикловую подачу, задает момент зажигания, опираясь на сигналы множества датчиков.

Среди них датчики:

  1. Детонации.
  2. Кислорода.
  3. Положения коленчатого вала.
  4. Положения распределительного вала.
  5. Скорости.
  6. Температуры охлаждающей жидкости.

Моторы стали мощнее, экологичнее, экономичнее. Стабильность холостого хода тоже повысилась. Для владельца отпала надобность частых регулировок, ведь за обороты холостого хода отвечает электронный блок управления (ЭБУ). Если он вдруг начинает подавать неправильные команды, то чаще всего это значит, что ЭБУ получает неправильную информацию. Отказывают датчики, исполнительные механизмы, электрические контакты.

Признаки неисправностей основных механизмов двигателя остались прежними. Цвет нагара на электродах свечей, давление картерных газов, компрессия, подсос воздуха, оплавление сот катализатора — все это верно как для карбюраторного, так и для инжекторного мотора.

Но на инжекторном моторе для восстановления нормального холостого хода нужно найти и устранить конкретный дефект. Тогда электроника сама выставит номинальную частоту вращения.

Причины скачков оборотов инжекторного мотора на холостом ходу

К дефектам приводят знакомые причины. Это естественный износ, загрязнение, отсыревание, вибрация.

  1. Отказ клапана холостого хода. Механизм засоряется. Его называют датчиком холостого хода, но это неверно. Устройство является регулятором холостого хода (РХХ). Это исполнительный механизм с шаговым электродвигателем. Последний перемещает запорную иглу.
  2. Дроссельная заслонка засоряется, закоксовывается, плохо прилегает к поверхности воздуховода. Баланс бензина и воздуха нарушается. Деталь имеет заводское покрытие, которое иногда принимают за нагар. Автолюбители не разобравшись счищают его, усугубляя проблему. Оживить механизмы часто помогает очиститель карбюратора.
  3. Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Бывалые автомобилисты советуют проверять его заменой на заведомо исправный.
  4. Подсос воздуха в подающем тракте. Как и для карбюраторного двигателя многие пользуются дымогенератором, который можно изготовить своими руками. Неплотностью грешат клапан EGR, вакуумный усилитель тормозов.
  5. Картерные газы в избытке поэтому с маслом попадают во впускной коллектор. Причины как и в старых моторах: неисправность системы вентиляции, ее клапана и ЦПГ. В отличие от карбюраторного двигателя масло не заливает воздушный фильтр, т.к. газы входят в коллектор, минуя его.
  6. Отказ ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) происходит из-за отсыревания. Когда он завышает данные о частоте вращения, ЭБУ снижает обороты ниже нормы и мотор может заглохнуть.
  7. Неисправности форсунки заносятся в память ЭБУ. Они выражаются в нарушении дозировки, или ухудшении качества распыла.
  8. Отказ клапана адсорбера.
  9. Часто, после проведения ремонтных работ электронный «мозг» просит адаптации. Дело в том, что по мере износа, ЭБУ вносит некоторые корректировки в работу систем, в том числе, чтобы устранить нестабильные обороты двигателя на холостом ходу. После устранения неполадок мотор может работать некорректно.

Для проведения адаптации следует обратиться к руководящей документации. На некоторых машинах достаточно на время отключить АКБ, на других процедура сложнее.

Выводы

  1. ДВС, оснащенные инжекторами отличаются большей надежностью, экономичностью, экологичностью, более высокими пусковыми и тяговыми показателями.
  2. Инжекторные топливные системы более надежны, чем карбюраторные и не требуют частого вмешательства. Однако, они менее пригодны к ремонту своими руками, исправлению дефектов в полевых условиях.
  3. Плавающие обороты холостого хода могут являться следствием серьезных неполадок двигателя. Необходимо искать первопричину, чтобы избежать серьезных последствий.

Видео: Нестабильные обороты на холостом ходу. Все причины.

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2024 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector