Диагностический код ошибки P0171

В свое время замена карбюраторов электронным впрыском топлива была обусловлена только одной причиной: возможностью полноценной реализации обратной связи по составу топливовоздушной смеси на впрысковых системах. Здесь мы сразу уточним несколько понятий:

Ошибка P0171 на диагностическом сканере

  1. Стехиометрической называется смесь, содержащая горючее и кислород в идеальном массовом соотношении, топливо и кислород расходуются в реакции горения полностью.
  2. Бедной смесь называется, если в ней избыток кислорода: мощность падает, температура отработанных газов растет, риск прогара поршня и выпускных клапанов увеличивается (высокая температура плюс свободный кислород – опасное сочетание, особенно на турбомоторе).
  3. В богатой смеси, наоборот, топлива избыток. Она – одновременно и радость водителя (мощность и приемистость мотора растут), и кошмар эколога:  CO/CH – это недогоревший углерод и чистые углеводороды, которым не хватило кислорода для горения.

Для контроля состава смеси традиционно используется лямбда-зонд, который по сути представляет собой пороговый элемент. Пока смесь богатая и в выхлопных газах нет кислорода, на его выходе есть сигнал, как только появляется кислород – сигнал исчезает. А далее работает «замкнутая петля» алгоритма впрыска: пока двигатель работает на установившемся режиме, ЭБУ постоянно меняет время открытия форсунок, балансируя на той грани, когда «переключается» лямбда-зонд. Поэтому признаком исправности кислородного датчика и является периодическое изменение сигнала на его выходе.

Со временем датчики и исполнительные механизмы системы впрыска стареют, фильтры забиваются, да и сам мотор изнашивается. Поведение совокупности этих узлов уже значительно отличается от идеальной модели, калибровки для которой заложены в память ЭБУ впрыска. Поэтому любой блок управления двигателем имеет механизм долгосрочной коррекции, запоминая, на сколько процентов нужно при расчете изменить количество подаваемого в цилиндры топлива, чтобы средняя коррекция по кислородному датчику была равна нулю.

Выглядит сложно? Но расчет прост: если момент перехода от богатой смеси к бедной происходит не на той точке, что задана калибровками, а на 10% богаче, то в память долгосрочной коррекции ЭБУ запишет эти 10% и в дальнейшем сразу начнет их учитывать при расчете времени открытия форсунок.

Однако запасы коррекции небезграничны: как только долговременная коррекция перешагивает заданный предел, при котором мотор уже не может считаться исправным, автоматически фиксируется соответствующая ошибка. Для чрезмерно бедной смеси она в стандарте OBD-II имеет обозначение P0171.

Почему появляется ошибка P0171

Сразу уточним: ЭБУ впрыска  не знает, каков реальный состав смеси в цилиндрах. Что такое обедненная смесь для контроллера? Только определенный сигнал лямбда-зонда. Поэтому при постепенной деградации кислородного датчика возможно возникновение ситуации, когда ЭБУ впрыска зафиксирует ошибку по излишне бедной смеси там, где ее нет.

Но этот случай скорее редкость: для подобного сценария необходимо наличие в памяти ЭБУ положительной топливной коррекции, причем  высокой – иначе ошибка  зафиксируется по лямбда-зонду. Гораздо более вероятны реальные причины бедной смеси на инжекторе, причем по чисто физическим причинам. Достаточно не обеспечить нужное давление топлива или нужную пропускную способность форсунок, и смесь обеднится, причем это будет отлично заметно водителю.

«Умирающий» бензонасос не заметен при запуске мотора: в запертую магистраль он способен нагнать паспортное давление (3-4,5 бара на большинстве моторов, двигатели с непосредственным впрыском – это отдельная история). На холостом ходу расход топлива минимален, и работать двигатель будет  нормально. А вот под нагрузкой и при разгоне начнутся резкие провалы, смесь обедняется ниже порога воспламеняемости – мотор глохнет.

Однако так же машина поведет себя и при забитом топливном фильтре. Поэтому, если он легкосменный, стоит сразу его поменять – это недолго и недорого, зато можно сразу исключить один вариант. А вот если топливный фильтр скрыт в модуле бензонасоса, то его придется извлекать из бака.

Есть еще один механический узел, влияющий на работу мотора – регулятор давления топлива. На моторах со сливной рампой он стоит на ней самой, подключен вакуумной магистралью к впускному коллектору, к бензобаку идет обратка. Но на большинстве автомобилей уже давно используются рампы бессливные, где регулятор давления установлен в модуле бензонасоса.

Разница между этими системами принципиальная: в первом случае давление топлива поддерживается постоянным относительно впускного коллектора, во втором – относительно атмосферы. На холостом ходу и на высоких оборотах манометр, подключенный к сливной рампе, покажет разное давление, и это  учитывайте!

Сами форсунки, если их сопла забьют отложения или случайно попавшая в магистраль грязь, также заметно обеднят смесь. Эту ситуацию обнаруживают по нагару на свечах – редко, когда форсунки забиваются одинаково, и, скорее всего, цвет нагара на свечах будет различаться. При отказе бензонасоса или регулятора давления нагар одинакового цвета. Однако оценить работу форсунок «на коленке» трудно – лучше отдать их на специальный стенд.

И в коллектор попадает лишний воздух – через трещины, негерметичные патрубки, дефектные прокладки. На холостом ходу негерметичность системы впуска хорошо заметна – слышен характерный шум в виде шипения, иногда даже свиста.

Обеднится смесь может и из-за неправильной работы датчика температуры воздуха. Плотность воздуха сильно изменяется при изменении температуры (на 0,1 кг/м3 при разнице в 20 градусов), неправильные данные о температуре воздуха дадут и неправильный расчет необходимого количества воздуха. Работа датчика сверяется по диагностическому сканеру или даже с помощью тестера – нужно только найти данные о зависимости его сопротивления от температуры.

Как исправить?

  1. При появлении ошибки P0171 в памяти контроллера первое, что проверяем – это давление топлива на высоких оборотах, оно  отличается от номинального для Вашей машины на 10%. Если все в порядке, убедитесь, что нет и подсоса воздуха в коллектор: пролейте керосином или WD-40 стыки частей коллектора, вакуумные патрубки в «подозрительных» местах. Подсос воздуха при этом сразу выдаст себя – работа двигателя изменится.
  2. Без сканера проверяем датчик температуры воздуха как минимум в трех точках – измерить сопротивление в тающем льде с улицы или из холодильника (0 градусов), в кипящей воде (100 градусов) и при комнатной температуре, если дома или в гараже есть градусник. Заметный разбег с эталонными данными – повод сразу заменить датчик.
  3. Есть смысл отдать форсунки на проливочный стенд, особенно при большом пробеге.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2023 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector