Жидкостная система охлаждения автомобиля предназначается для поддержания рабочей температуры двигателя. Она состоит из многих узлов и деталей, соединенных патрубками. Для отвода избыточной теплоты, неизбежно появляющейся при работе двигателя внутреннего сгорания, применяется специальная охлаждающая жидкость – тосол или антифриз. Его нужно менять с определенной периодичностью, для автомобилей ВАЗ рекомендуется это делать через каждые 5 лет или 90-120 тыс. пробега. При падении уровня, поскольку потери охлаждающей жидкости неизбежны, тосол доливают до нормативного уровня.
Но в реальной жизни все происходит сложнее. Часто владелец не помнит или не знает, какой именно антифриз залит в систему охлаждения и доливает его, ориентируясь на цвет, например, синий. В этом случае смешение двух разных типов охлаждающей жидкости может привести к выделению нерастворимого осадка, который забивает трубки радиатора и другие элементы охлаждающей системы, циркуляция нарушается, что приводит к перегреву мотора.
Еще один негативный фактор, приводящий к выпадению осадка – перегрев в результате забивания сот радиатора и других элементов пылью и грязью. В таких условиях в тосоле часто выпадает осадок, который и становится причиной проблемы. Единственный вариант решения проблемы – промывка системы охлаждения двигателя на ВАЗ. Это же касается и других марок автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя.
Зачем нужна промывка и что случится, если ее не сделать
Засорение системы охлаждения осадком неизбежно ведет к тому, что проемы патрубков сужаются или перекрываются вовсе. Антифриз, нагреваясь в блоке цилиндров, должен направиться в радиатор для охлаждения, при этом он туда или не попадает, или не будет достаточно охлаждаться из-за засорения патрубков. В результате нормальная циркуляция нарушается, что приводит к неприятным последствиям:
- Перегрев блока и головки блока цилиндров. В результате ее неизбежно покоробит, что решается только заменой, которая стоит очень дорого.
- Прогорание прокладки ГБЦ, после чего антифриз попадает в масло, а масло в систему охлаждения, что может вызвать разрушения в двигателе.
- При перегреве поршневой группы поршни может заклинить в цилиндрах.
- Если перегретый антифриз попадет в работающий цилиндр, то в результате гидроудара двигатель получит фатальные повреждения.
Как видим, если при засорении вовремя не промыть систему охлаждения на ВАЗ 2110-2112, то могут возникнуть серьезные проблемы.
Последовательность выполнения работ
Перед тем, как выполнить промывку охлаждающей системы, нужно запастись нужными материалами. Для этого понадобится чистая вода, около 40 л, бутылка обычной белизны объемом 1 л и новый тосол объемом около 8 л. Кроме того, желательно приобрести емкость, куда будут сливаться тех. жидкости, чтобы не заливать и не загрязнять пол в гараже. Далее нужно действовать поэтапно. Все действия будут описаны для модели Лада Приора, для других моделей ВАЗ и иномарок принцип действий останется без изменений.
На первом этапе откручивается пробка расширительного бачка, затем сливается весь тосол. Для этого откручивается первая пробка в нижней части радиатора, до которой можно достать, открыв капот. Это делается без ключа, просто рукой, далее нужно подождать, пока старый тосол не престанет течь из технологического отверстия. Вторая пробка находится в передней части блока цилиндров и откручивается при помощи ключа на 12. Если после этого жидкость не бежит, нужно прочистить отверстие при помощи отвертки.
Когда поток жидкости прекратится можно переходить непосредственно к промывке, залив в расширительный бачок чистую воду объемом до 10 л. Это поможет провести черновую промывку системы, при этом она быстро выльется через раскрытые пробки.
На следующем этапе обе пробки затягиваются, а в систему охлаждения заливается обычная хозяйственная белизна. Нужно отметить, что существует немало средств для промывки системы охлаждения, например, лимонная кислота. Практика показала, что обычная недорогая и доступная белизна отлично справляется с этой работой. После заливки белизны непосредственно в расширительный бачок, система доливается чистой водой до нормального уровня. После этого запускается двигатель и работает до тех пор, пока автоматически не включится вентилятор системы охлаждения, после чего мотор останавливается.
Далее снова откручивается пробка расширительного бачка и смесь с белизной сливается, но при этом нужно быть осторожным, чтобы не обжечься, поскольку температура может достигать 90 градусов Цельсия. Это делается в том же порядке – сначала выкручивается пробка в нижней части радиатора, потом на блоке цилиндров. Нужно дождаться, пока вся жидкость для промывки полностью на вытечет.
Чтобы убрать остатки белизны система еще раз проливается 10 л воды через расширительный бачок. Она должна полностью выйти из технологических отверстий, на конечном этапе должна литься обычная чистая прозрачная вода – это является главным маркером того, что промывка прошла успешно. После этого в систему заливается обычная чистая вода и проводится прогрев подобно тому, как это делалось с белизной. Далее она сливается, причем поток из пробки должен быть чистым и прозрачным. Некоторые автовладельцы на этом этапе используют дистиллированную воду, но опыт показывает, что это не повышает эффективность промывки.
На последнем этапе заливается антифриз с соблюдением всех правил, после запуска двигателя поводится его доливка, чтобы он полностью разошелся по системе. После очистки вся система охлаждения должна быстро прогреваться до нормативной температуры, все ее части должны быть нагреты одинаково, а мотор не перегреваться. Тосол нигде не должен бежать. В этом случае промывка системы охлаждения на ВАЗ 2110-2112 может считаться успешно завершенной.
Комментарии