В автомобильных выхлопах содержится множество токсичных веществ, представляющих угрозу для окружающей среды и человеческого здоровья. Если машина полностью исправна, значительная часть вредных газов нейтрализуется катализатором, системой AdBlue или другими способами. При этом выхлопы должны выбрасываться из трубы в задней части автомобиля и направляться вниз к асфальту, чтобы при движении они оставались позади машины и не попадали в салон.
Утечка газов через любые другие места, кроме выхлопной трубы, не является нормой. Практически во всех случаях это указывает на разгерметизацию выпускного тракта. Соответственно, водитель может ощущать запах выхлопа в салоне. В статье рассмотрены основные причины и места утечек, а также их разновидности и способы устранения.
Почему в салоне появился запах выхлопных газов
В большинстве случаев запах выхлопа в автомобиле возникает по следующим причинам:
- Прогорание прокладки выпускного коллектора. Эта поломка является одной из наиболее распространенных причин попадания в салон выхлопных газов. Выпускной коллектор закреплен на двигателе, между ним и мотором обязательно устанавливается уплотнитель. Из-за высоких температур и необратимого износа прокладка может прогореть или потрескаться. При этом соединения становятся неплотными и выхлопные газы начинают выходить наружу через образовавшиеся зазоры. Из подкапотного пространства они легко попадают в салон.
- Коррозия выхлопных труб. Выхлопы движутся от выпускного коллектора к глушителю и катализатору через металлические трубы, расположенные под днищем машины. Со временем металл может ржаветь из-за влаги, дорожной грязи и воздействия раскаленных газов. В итоге трубы теряют герметичность, и часть газов выходит наружу непосредственно под автомобилем, не доходя до катализатора и глушителя. Оттуда они попадают в салон через негерметичные участки кузова (например, через стыки в дверях или прогнившее днище).
- Износ или повреждение катализатора. Типичной поломкой выхлопной системы является прогорание каталитического нейтрализатора. Как и в предыдущем случае, при такой неисправности газы выходят в промежуточной точке выпускного тракта и из-за неестественной циркуляции могут попадать внутрь автомобиля.
- Поломка клапана EGR. Эта проблема актуальна для автомобилей, в которых используется система рециркуляции отработавших газов. Клапан EGR управляет потоком выхлопа и в определенных условиях возвращает их обратно в двигатель для догорания. Если клапанный механизм заклинил или потерял герметичность, это может сопровождаться появлением характерного запаха и густого дыма из выхлопной трубы.
Разновидности утечек выхлопных газов
Запах выхлопа в салоне авто может указывать не только на негерметичность системы, но и на наличие дополнительных поломок, которые водитель мог не замечать ранее. Рассмотрим типичные примеры.
- Тухлый запах. Если в салон затягивает выхлоп, который пахнет тухлыми яйцами, это свидетельствует о повышенном содержании сероводорода в нем. Такое происходит при критическом износе катализатора.
- Сладковатый запах антифриза. Этот признак указывает на попадание антифриза в камеру сгорания. При сгорании охлаждающая жидкость образует газ с характерным сладковатым запахом. Чаще всего это происходит при износе или неправильной установке прокладки ГБЦ, которая отделяет систему охлаждения от системы смазки ДВС. Уплотнитель необходимо заменить в кратчайший срок, иначе утечка антифриза может нанести серьезный ущерб мотору.
- Запах бензина. Если в выхлопе отчетливо ощущается бензиновый запах, это свидетельствует о неполном сгорании топливно-воздушной смеси в двигателе. Причины могут быть разными: нагар на свечах зажигания, пробой высоковольтных проводов, неисправность форсунок, некорректная работа катушек зажигания и др.
- Запах горелого масла. Такой симптом однозначно указывает на попадание смазочной жидкости в цилиндры двигателя, где она сгорает вместе с топливом. Как правило, это сопровождается постепенным снижением уровня масла на контрольном щупе. Иногда проблема решается переходом на более вязкое масло. В более тяжелых случаях это происходит из-за сильной выработки цилиндро-поршневой группы, что может предшествовать капремонту двигателя.
В каких случаях не стоит беспокоиться
В некоторых ситуациях запах выхлопных газов в машине не является признаком каких-либо неисправностей. С этим часто сталкиваются автомобилисты, которые имеют собственные гаражи. Когда машина заводится в помещении, выхлопы не успевают выветриваться через двери или вентиляцию. В этом случае водитель может ощущать запах выхлопов, даже если в автомобиле подняты все стекла. Газы неизбежно будут проникать в салон через воздуховоды отопителя и кондиционера, даже если машина оснащена салонным фильтром.
Это особенно актуально в зимнее время, когда машины прогревают перед поездками, и они дольше находятся в гаражах с заведенными моторами. Если после выезда на улицу запах постепенно исчезает, это значит, что поводов для беспокойства нет.
Заключение
Если в салоне пахнет выхлопными газами, нужно своевременно принимать меры. Большинство поломок, сопровождающихся таким симптомом, сложно устранить в гаражных условиях. Такие работы, как замена прокладки ГБЦ, клапана EGR или уплотнителя выпускного коллектора, требуют соответствующих навыков и знаний. При самостоятельном ремонте проблема может сохраниться или усугубиться.
Например, если автовладелец неправильно установит новую прокладку или неплотно зажмет ее, она останется негерметичной и будет по-прежнему пропускать газы. Поэтому при появлении запаха выхлопов в салоне автомобиля лучше сразу обратиться в специализированный автосервис, не занимаясь самодеятельностью.
Комментарии