Конструкция двухконтурной жидкостной системы охлаждения двигателя описана давно и подробно. Логика её работы стройная. Когда температура опускается ниже определенного значения, термостат ограничивает движение охлаждающей жидкости (ОЖ) малым кругом. Основной путь отвода тепла (радиатор охлаждения) перекрывается. Кроме того, со временем система засоряется снаружи и изнутри. Отложения тормозят отвод теплоты и способствуют разогреву мотора.
Чтобы разобраться в причинах падения температуры мотора на холостых оборотах нужно понять особенности работы двигателя в этом режиме, обратить внимание на погодные условия, выявить неисправности и учесть конструктивные особенности автомобиля.
Режим холостого хода
На холостых оборотах ДВС потребляет гораздо меньше топлива чем в движении. Грубо говоря, на порядок меньше. Температура в камерах сгорания ниже, а горение не столь продолжительное, как на мощностных режимах. Поэтому и в рубашку охлаждения отводится значительно меньше тепла. При этом часть его направляется в салон через отопитель.
Погодные условия
На отвод тепла от двигателя влияют:
- Температура окружающего воздуха.
- Влажность.
- Сильный ветер, продувающий моторный отсек, существенно препятствует прогреву.
Неисправности системы
На холостых оборотах падает температура двигателя если:
- Термостат полностью или частично перепускает охлаждающую жидкость через радиатор охлаждения. Он заклинил, или открывается слишком рано. То же самое происходит, если термостат отсутствует.
- Отопитель салона, включенный на максимальный режим, активно отводит тепло в кабину автомобиля. Им даже пользуются в аварийной ситуации, чтобы избежать перегрева.
- При включении печки на максимум на холостом ходу падает не только температура двигателя, но и воздуха в салоне.
- Постоянно включенный вентилятор:
- в системе с электрическим вентилятором это происходит из-за неисправности термодатчика, реле включения вентилятора, неисправности в электронном блоке управления, замыкания проводов;
- причиной некорректной работы гидромеханического вентилятора бывает муфта включения вентилятора, в частности вискомуфта. Крыльчатка не только отводит тепло от радиатора при движении антифриза по большому кругу, но и способствует наружному обдуву агрегата.
Конструктивные особенности
Старые автомобили оборудованы вентиляторами с постоянным механическим приводом. Непрерывный обдув на холостых несколько остужает двигатель.
Производители предусматривают установку термостатов с различными температурными диапазонами. Для жарких стран применяют более «холодные» приборы, а для северных районов нужно, чтобы открытие клапана на большой круг происходило при более высокой температуре.
Есть автолюбители, которые используют зимний и летний термостаты. Так, для автомобиля LADA GRANTA выпускается обычный термостат, открывающийся при 85 C, и зимний вариант на 92 C.
Моторные отсеки автомобилей имеют разную степень открытости, продуваемости. Наличие обычной защиты поддона это уже препятствие на пути ледяного ветра.
Дизельный двигатель
Обратной стороной экономичности дизельных моторов является меньшая теплоотдача. В сильные морозы в салоне дизельного автомобиля зачастую прохладно, а стрелка температуры падает не только на холостых, но и под нагрузкой. Тепло уходит в основном на совершение полезной работы, что в общем хорошо. В умеренную зиму современный дизель обеспечивает нормальную температуру раствора антифриза на режиме холостых оборотов. Её падение скорее говорит о неисправности.
Как исправить положение
Если при умеренных погодных условиях ощутимо падает температура на холостом ходу, тем более если ранее такого не наблюдалось, возможно система работает не нормально.
1. Нужно проверить интенсивность работы салонного отопителя. Не стоит пытаться взять от системы больше, чем она может дать.
2. Исправность термостата проверяют не снимая его с автомобиля.
- Заводят холодный мотор;
- момент открытия термостата контролируют на ощупь. Выходной шланг на радиатор сначала должен быть холодным;
- по достижению 75 C (условно) термостат открывает путь охлаждающей жидкости на большой круг, и шланг нагревается. При этом стрелка прибора обычно немного падает, так как в контуре начинает циркулировать и непрогретая жидкость. Вскоре температура снова возрастает. Если же шланг быстро становится теплым, а мотор нагревается вяло, значит прибор заклинил в открытом положении.
3. Точнее диапазон работы устанавливают, разогревая снятый термостат в воде. При этом наблюдают за движением клапана и показаниями термометра.
4. Если вентилятор постоянно включен, проверяют электросистему, или исправность муфты, проводят ремонт.
5. Температурный режим корректируют, устанавливая термостат нужного диапазона. Обычно производители располагают термостат так, чтобы его замена не была очень трудоемкой. Нужно иметь в виду, что на инжекторных машинах, где параметрами управляет ЭБУ, автоматика корректирует работу двигателя, в частности подачу топлива.
6. Если конструкция позволяет можно усовершенствовать систему охлаждения, установив вместо крыльчатки постоянного привода электровентилятор.
7. Владельцы старых авто на зиму вставляют перед радиатором картонку, которая снижает поток холодного воздуха без нагрузки и в движении. Важно не забыть ее вынуть весной. На антикварных машинах с этой целью применялись жалюзи.
8. Дополнительно подогреть двигатель можно, установив автономный отопитель. Такие приборы потребляют топливо из бака и подогревают ОЖ в контуре охлаждения. Одни из них используются как средства предпускового разогрева, другие работают именно как подогреватели жидкости. Устройство также позволяет отапливать салон при длительной стоянке, не запуская двигатель на вредном для него холостом ходу.
Для обеспечения правильного температурного режима двигателя на холостом ходу, нужно поддерживать систему охлаждения в исправности и в соответствии с условиями эксплуатации.
Комментарии