Типы автоматических коробок передач и принцип их работы

Выбирая тип коробки передач — механика или автомат, мы руководствуемся не только финансовыми соображениями и условиями эксплуатации автомобиля, но и собственными предпочтениями — для кого-то более важен полный контроль над машиной, кто-то жертвует им ради комфорта. Но и самых разновидностей автоматической коробки передач есть несколько, и каждая из них имеет свои особенности, недостатки, лучше проявляет себя в тех или других условиях.

Начнем наш обзор типов автоматических коробок передач с так называемой классической — коробки передач с гидротрансформатором.

Принцип работы автоматической коробки передач с гидротрансформатором

аккп с гидротрансформатором

Классическая, наиболее простая автоматическая коробка передач с гидротрансформатором

Последний фактически не является её частью, а выполняет функцию сцепления. Конструкция гидротрансформатора предусматривает наличие центростремительной турбины и центробежного насоса, между которыми располагается реактор. Турбинное колесо соединено с валом коробки передач, насосное — с коленвалом двигателя, а реактор может как вращаться, так и фиксироваться обгонной муфтой. Передача крутящего момента осуществляется посредством трансмиссионного масла, которое циркулирует по кругу под достаточно высоким давлением. Такая АКПП напоминает механическую, если не брать во внимание некоторые детали.

Полученную с многочисленных датчиков информацию обрабатывает электроника, которая и отвечает за работу АКПП с гидротрансформатором. Способ переключения передач зависит от вашей манеры вождения в данный момент — при более мягком движении передачи переключаются достаточно быстро, экономя топливо, сильное нажатие на педаль позволяет воспользоваться потенциалом двигателя. Некоторые АКПП такого типа имеют опцию ручного переключения передач, но особого толку от такой функции нет, ведь за действиями водителя всё равно следит электроника.

Способы переключения передач в АККП

Способы переключения передач в классической автоматической коробки передач

АКПП с гидротрансформатором имеет сравнительно небольшой срок жизни, а также невысокий коэффициент полезного действия, поскольку ощутимое количество энергии тратится на то, чтобы нагреть трансмиссионное масло и перегонять его по системе, а также на создающий необходимое давление насос. Купив автомобиль с такой коробкой передач, вам придется особо пристально следить за состоянием масла и при первой же необходимости его менять (а стоит оно не так уж и дёшево). Кроме того (особенно это касается 4-ступенчатых механизмов), такие коробки не отличаются быстрой отзывчивостью — во многом это объясняется стремлением автопроизводителей уменьшить расход топлива; автомобили более высокого класса лишены таких недостатков.

Что касается преимуществ, то АКПП с гидротрансформатором хорошо нейтрализует сильные толчки, передающиеся с двигателя на трансмиссию и в обратном порядке, что позволяет продлить срок жизни силовой установки и трансмиссии.

Следующий тип автоматических коробок переключения передач — роботизированная АКПП.

Роботизированная коробка передач Opel Zafira

Роботизированная коробка передач Opel Zafira

Принцип работы роботизированной коробки передач

Ответственность за выбор передач и смыкание-размыкание сцепления несут сервоприводы (их ещё называют актуаторами; в большинстве случаев в этой роли выступает электромотор с исполнительным механизмом и редуктором, но определенная доля принадлежит гидравлическим актуаторам). Управление осуществляется с помощью электронного блока: первый сервопривод выжимает сцепление, второй в это время включает передачу путем перемещения синхронизаторов, после чего сцепление отпускается.

Поскольку во время переключения связь между колесами и двигателем разрывается и, как следствие, образуются провалы, была изобретена роботизированная АКПП с двумя сцеплениями. Её конструкция предусматривает наличие двух вторичных валов, на которых располагаются синхронизаторы и ведомые шестерни, и двух первичных валов, которые вставлены друг в друга; валы соединяются с двигателем благодаря многодисковому сцеплению.
К внешнему первичному валу прикреплены шестерни четных передач (2, 4, 6), а к внутреннему — нечетных и заднего хода. При включении первой передачи происходит замыкание первого сцепления и передача крутящего момента на колеса через первичный вал, а вторичная шестерня второй передачи в этот момент блокируется, чтобы как можно скорее при наличии сигнала от электроники включиться в работу.
Такой тип КПП называют преселективными; главное их преимущество — быстрая скорость переключения передач, которая в отдельных случаях не превышает десятка миллисекунд, а также способность экономить топливо за счет выбора наиболее удачного момента переключения передач.

Если вспомнить о негативных моментах, то на ум приходит некая «заторможенность» при попытке добавить газу сильным нажатием педали — в такие моменты электроника способна непозволительно долго «думать». Не лучшим образом роботизированная КПП проявляет себя и при движении в пробках — езда получается резковатой и рваной, а коробка передач издает скрежущие звуки. Из-за этого данный тип КПП при постоянной необходимости двигаться в пробках ломается чаще, чем его аналоги.

Видео: Принцип работы АКПП

 

Третий тип автоматических коробок переключения передач — вариаторы, самый известный их вид — клиноременной.

Вариатор

Вариатор

В основе устройства вариатора лежит два шкива, между которыми натягивается ремень или цепь; каждый шкив — это два обращенные острыми концами друг к другу конусы, которые посредством своего движения изменяют рабочий диаметр, по которому, собственно, и движется ремень. Если конусы сближаются — ремень движется по большему диаметру, если они отдаляются — по меньшему. Таким образом, передаточное отношение меняется без физических переключений. Для движения авто задним ходом устанавливаются механизмы вроде планетарного редуктора.

Плюсами вариатора являются плавный ход, меньшую, чем у других АКПП, цену, а также за разумный расход топлива.

Минусом вариатора можно назвать более дорогое обслуживание, а в случае необходимости — и ремонтные работы. Например, трансмиссионное масло придется менять не реже, чем через каждые 50 тыс. км; после пробега в 150 тыс. км может понадобиться замена ремня. В случае чего буксировать такое авто нужно будет только со включенным двигателем и со скоростью, не превышающую отметку в 40 км/час.

Выбирать тип коробки желательно, учитывая будущий пробег и стиль вождения. Для любителей погонять по душе придется роботизированная КПП, а для спокойной езды — автоматическая с гидротрансформатором.

Видео — как правильно выбрать для себя коробку передач

Оцените статью:

Очень плохоПлохоНе оченьХорошоОтлично Без оценки Загрузка...

Поделитесь с друзьями:

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки
© 2017 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru