Как узнать, что забился катализатор в автомобиле?

Катализатор (каталитический нейтрализатор) – это часть выхлопной системы всех современных автомобилей. Он устанавливается по экологическим требованиями и снижает количество вредных веществ, содержащихся в выхлопе автомобиля.
принцип работы катализатора

Внутри него находятся металлические и керамические соты, покрытые иридиево-платиновым сплавом. После нагрева выхлопными газами он дожигает содержащиеся в них углеводороды, оксиды азота и угарный газ до более безопасных соединений. При этом платина и иридий ускоряют этот процесс.

Почему нужно проверять катализатор

Чистый катализатор никак не влияет на работу двигателя и практически не снижает его мощность. Но забитый катализатор доставляет проблемы, мотор начинает задыхаться, падает мощность, вырастает потребление топлива. При этом он не очищает от загрязнений, а наоборот, в выхлопе содержится повышенная концентрация сажи и других вредных компонентов. Со временем на приборной панели загорится индикатор CHECK, а это уже тревожный знак, сигнализирующий о том, что деталь придется снимать для очистки и, возможно, потребуется его удаление или замена.

Для того, чтобы не попасть в подобную ситуацию, нужно периодически диагностировать состояние катализатора. Это важно делать и при покупке подержанного автомобиля, чтобы в точности оценить его состояние.

Основные принципы диагностики катализатора

В стандартных автомобилях с четырехцилиндровыми рядными бензиновыми моторами применяется два кислородных датчика, которые еще называют лямбд-зонд. Один устанавливается перед катализатором — это верхний или первый, другой за ним, он называется нижний или второй.

Основная задача этих датчиков  — определение концентрации кислорода в отработанном выхлопном газе. Данные от первого лямбда-зонда передаются в электронный блок управления, который регулирует подачу топлива для достижения оптимальных параметров топливовоздушной смеси. Если кислород в избытке, он добавляет топлива, если кислорода мало – он ограничивает подачу. Это позволяет двигателю работать в оптимальном режиме.

принцип работы лямбда-зонда

Второй лямбда-зонд помогает в дополнительной корректировке смеси, он также контролирует процесс дожигания вредных компонентов в катализаторе. Если весь кислород тратится на дожигание этих веществ, то в второй лямбда-зонд выдает импульс высокого напряжения, сигнализируя, что кислород в выхлопных газах не содержится и катализатор работает нормально. В случае, если второй лямбда-зонд показывает наличие кислорода или, того хуже, работает в том же режиме, что и первый датчик — это означает, что катализатор не справляется со своей основной функцией и ему требуется дополнительная диагностика.

Именно на разнице в показаниях двух лямбда-зондов и базируется самостоятельная диагностика каталитического нейтрализатора.

Проверка катализатора

Наиболее точный метод проверки катализатора – при помощи эндоскопа через лямбда-зонд. В этом случае можно своими глазами увидеть в каком состоянии он находится и что делать с ним дальше. Но для этого придется ехать на СТО, поскольку эндоскоп есть далеко не у всех автовладельцев. Кроме того, существуют другие способы проверки катализатора не снимая его и не требующие сложного оборудования.

адаптер OBD2

 

Проверка узкополосного датчика кислорода делается при помощи приспособления, которое можно купить в специализированном магазине. Это адаптер OBD2, который подключается непосредственно к диагностическому разъему, после чего передает сигнал на телефон. Понятно, что для систем Android и iOS потребуется разное программное обеспечение.

Перед началом диагностики автомобиль полностью прогревается, желательно даже проехаться на нем в течение нескольких минут. Дело в том, что катализатор начинает эффективно работать при температурах порядка 700 °С, а до этого показания лямбда-зондов ЭБУ просто игнорирует. После прогрева адаптер OBD2 подключается при включенном двигателе, а любая дополнительная нагрузка – печка, кондиционер, фары, отключаются. Для работы понадобится одно из двух приложений TORQUE или Car Scanner Pro, которые можно скачать в интернете. Рассмотрим работу каждого из приложений.

TORQUE

Перед началом работы необходимо создать профиль, что делается очень легко. При его создании нужно указать основные параметры вашего авто. Например, если нужно проверить катализатор на Киа Рио, вводятся данные этой модели в конкретной модификации.

После нажатия на значок приборной панели необходимо найти пустой экран, после его удерживания появится окно «Добавить прибор», затем таблица, в которой нужно выбрать функцию «График», а в ней первый и второй лямбда-зонд (они могут называться датчиками кислорода или по-английски O2 Bank Sensor). Выбранные датчики подсвечиваются зеленым цветом.

интерфейс программы TORQUE

Датчики поочередно выбираются с указанием размера графика «Большой», а на экране появится график работы каждого из датчиков при работающем двигателе. Мотор все это время должен работать на холостых оборотах и не остывать. Графики удобно размещаются на экране и по ним можно анализировать состояние каталитического нейтрализатора.

Работа первого лямбда-зонда должна отображаться в виде синусоиды. Это означает, что ЭБУ постоянно регулирует состав топливовоздушной смеси, то обогащая, то обедняя её для достижения оптимальной мощности при минимальном расходе топлива. Верхняя часть волны отражает низкое количество кислорода, нижняя – избыточное количество кислорода.

На графике работы второго лямбда-зонда весь кислород должен выгореть и не оставаться в выхлопных газах. При этом на графике должно указываться стабильно высокое напряжение, выше показателя 0,6, в виде прямой линии. Если график гуляет, можно несколько раз нажать на педаль газа и подождать около минуты, при исправном катализаторе картина стабилизируется. Важно, чтобы графики обоих датчиков были масштабированы одинаково.

 

нормальный график работы датчиков в программе

Если график второго лямбда-зонда нестабилен, а еще хуже, повторяет график первого датчика, с катализатором серьезные проблемы. Это означает, что нужно немедленно отправляться на дополнительную диагностику при помощи эндоскопа.

Car Scanner Pro

Работа с приложением Car Scanner или Car Scanner Pro во многом схожа с TORQUE. Он подключается к адаптеру, при необходимости заполняется профиль по вашему автомобилю. В программе предлагается несколько вариантов вывода данных. Предпочтительно будет выведение двух графиков работы лямбда-зондов.

Но при работе с Car Scanner часто возникает проблема. Нижний график, который должен быть стабильным, показывает впадины и пики, от которых владелец начинает паниковать. В этом случае нужно внимательно посмотреть на вертикальную ось, как правило, если на графике первого датчика она масштабирована от 0 до 1, то на втором – от 0,8 до 0,9 и на ней отражаются малейшие отклонения данных. Чтобы успокоить себя, нужно во втором графике задать значения от 0 до 1. Для перестройки параметров графика по нему нужно стукнуть пальцем дважды, после чего появится окно для изменения настроек.

интерфейс работы программы Car Scanner Pro

 

Другой способ диагностики на Car Scanner – зайти в мониторинг ЭБУ. Внизу должен полностью загрузиться индикатор в виде полоски. После этого пролистать вниз и найти строку «Контроль катализатора». Если рядом есть надпись «Тест пройден», с ним все нормально. При этом нужно обратить внимание, что минимальное значение 100 %, максимальное значение 655 %, если показатель находится в этих пределах – каталитический нейтрализатор работает нормально.

Применяя недорогой адаптер и одно из двух приложений, можно легко и быстро определить состояние катализатора в автомобиле. Эти методы помогут подтвердить его исправность или укажут на наличие проблемы. И только тогда нужно подключать профессиональную диагностику, необходимую для проведения качественного ремонта.

Видео: Как быстро и легко проверить катализатор автомобиля

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2023 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector