Почему бьет колесо при езде?

В списке неприятных явлений, с которыми может столкнуться любой водитель, на особом месте стоит биение колёс. Не стоит относиться к нему легкомысленно. Если своевременно не принять меры для устранения поломки, последствия могут быть более чем серьёзными. Среди наиболее вероятных:

виды биения колес

  1. Ухудшение управляемости автомобиля, а значит, и безопасности его эксплуатации.
  2. Преждевременный износ протектора, из-за которого снижается ресурс покрышек.
  3. Разрушение деталей ходовой части и рулевого управления. К этому неизбежно приводят колебания в ходовой части, превышающие допустимые пределы.

При схожести симптомов причины возникновения неисправности могут быть различными. Поэтому критически важно точно установить источник проблем в процессе диагностики.

Виды биения колёс

дисбаланс колес

Специалисты по ремонту и обслуживанию автомобилей различают два основных вида биения колёс:

  1. Радиальное, когда дополнительная нагрузка направлена перпендикулярно оси колеса.
  2. Осевое. В этом случае нагрузка направлена вдоль оси.

Оба вида дисбаланса способны возникать из-за какой-то одной неисправности, или из-за совокупного воздействия сразу нескольких факторов. Методы ремонта, в зависимости от типа и характера поломок, тоже используются разные.

Характерные симптомы

Радиальный дисбаланс не оказывает прямого влияния на работу системы рулевого управления. Зато он создаёт серьёзный ездовой дискомфорт, возникающий вследствие:

  • вибрации подвески, не способной эффективно гасить дополнительные колебания;
  • толчков, схожих с теми, что ощущаются при движении автомобиля по неровной дороге.

В некоторых случаях, когда амплитуда колебаний достигает больших величин, шины периодически теряют контакт с дорожным полотном и начинают издавать хорошо слышные хлопки. Амплитуда колебаний и громкость хлопков зависят от скорости движения, и существенно ухудшают управляемость автомобиля.

Однако не следует забывать, что причиной биения колеса на скорости может оказаться и плохое качество дорожного покрытия. Чтобы развеять сомнения, рекомендуется проехать по участкам шоссе, отличающимся структурой асфальта.

При езде на автомобиле с осевым биением колёс имеют место другие признаки, наиболее характерными из которых являются:

биение руля

  • Пульсации рулевого колеса, которые водитель ощущает ладонями рук;
  • Гул шин, усиливающийся по мере увеличения скорости;
  • Ускоренный, и, вероятнее всего, неравномерный износ протектора.

Почувствовать, что бьёт переднее колесо при езде существенно проще, поскольку симптомы дисбаланса задних колёс менее выражены.

Вероятные причины

Существует множество причин, из-за которых возникает радиальный или осевой дисбаланс автомобильных колёс. Среди наиболее вероятных:

типы износа шин

  1. Неправильная балансировка.
  2. Заводской брак покрышек или дисков.
  3. Повреждение шин или дисков вследствие механических воздействий или нарушений условий хранения.
  4. Неисправность колёсных ступиц и других элементов привода.
  5. Деформация полуосей и поворотных цапф.
  6. Разрушение опорных подшипников колёс.
  7. Деформация тормозных дисков или барабанов.

Каждая из перечисленных проблем имеет свою специфику.

Неправильная балансировка

Обслуживание в шиномонтаже – это не просто бортировка резины и бездумное навешивание грузиков в соответствии с данными, высветившимися на балансировочном стенде. Опытные мастера:

  • тщательно очищают колёса от загрязнений и удаляют посторонние предметы (застрявшие в протекторе камешки, засохшие частицы глины и т. п.);
  • после предварительной проверки шин и дисков на боковое и радиальное биение не ленятся, при необходимости, провернуть покрышку на посадочном месте, чтобы, если такая возможность имеется, уменьшить дисбаланс без использования лишних грузиков;
  • точно определяют, на какой стороне следует закрепить балансировочные грузы, чтобы достичь желаемого эффекта.

В распоряжении шиномонтажных центров, обслуживающих высокоскоростные автомобили, в обязательном порядке должно иметься оборудование, дающее возможность проверить колесо на биение уже после его установки на машину. Если покинув мастерскую вы обнаружили, что на вашем авто бьют колёса после балансировки, требуйте устранения недостатков.

Брак

На территории Российской Федерации и ряда сопредельных государств действуют государственные стандарты, в которых оговорено максимально допустимое биение шин и дисков в зависимости от их посадочного диаметра. Если весовые характеристики купленных вами изделий выходят за допустимые пределы. Вы приобрели бракованную продукцию, непригодную для эксплуатации. Такой товар подлежит возврату. Недопустимо пытаться исправить ситуацию, навешивая дополнительные грузики.

Повреждение шин или дисков

То, что при попадании в яму или наезде на препятствие детали колеса могут получить повреждения, из-за которых нарушается балансировка, знают практически все водители. А вот о том, что к аналогичному результату может привести неправильное хранение покрышек и дисков, задумываются далеко не все автомобилисты. Между тем из-за нагрузок, не предусмотренных конструкцией, даже самая качественные комплектующие могут деформироваться, в результате чего их дальнейшая эксплуатация станет невозможной. Как бы там ни было, но биение при нарушении геометрии колёс пусть и распространённый, но далеко не единственный из возможных вариантов.

Неисправность колёсных ступиц и других элементов привода

Иногда вибрации колеса возникают из-за механического повреждения ступицы или ослабления усилия её затяжки. Подобную неисправность удаётся обнаружить и устранить только при проведении диагностики ходовой части. Усилие затяжки можно восстановить. Неисправная ступица подлежит замене.

Деформация полуосей и поворотных цапф

С подобной поломкой чаще всего приходится сталкиваться автовладельцам, эксплуатирующим технику на бездорожье или просёлочных дорогах. Из-за сильных механических нагрузок поворотные цапфы и полуоси деформируются, что приводит к появлению дисбаланса. Проблема решается только заменой неисправных деталей.

Разрушение опорных подшипников колёс

Даже самые качественные подшипники имеют ограниченный ресурс. Срок службы ответственных комплектующих сокращается из-за:

  • низкого качества или недостаточного количества смазочных материалов;
  • попадания на компоненты подшипника влаги, песка или грязи;
  • перегрева детали из-за превышения допустимого усилия затяжки.

Как правило, подобный дефект сильнее всего ощущается при прохождении поворотов, а износ узла сопровождается не только выраженным дисбалансом, но отчётливо слышным гулом.

Деформация тормозных дисков или барабанов

неисправные тормозные диски

Отдельно следует рассмотреть ситуацию, когда при нажатии на тормоз ощущается пульсация педали. Некоторые автомобилисты воспринимают это, как биение колёс. На самом деле проблема в тормозных дисках или барабанах, деформировавшихся в результате перегрева или механических повреждений. Рекомендуется не пытаться протачивать дефектные детали, а заменить их на новые.

Заключение

Не стоит дожидаться симптомов, дающих возможность определить, что бьёт колесо при езде. Куда целесообразнее регулярно, не реже, чем два раза в год, посещать:

  • шиномонтажные мастерские на предмет проверки балансировки и общего состояния шин и дисков;
  • сервисные центры, для проверки состояния узлов подвески и ходовой части.

Это единственно верный подход, позволяющий обнаружить и устранить неисправности на ранней стадии их возникновения, а значит, сэкономить средства на ремонт и обслуживания автомобиля.

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2024 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector