С 1.07.15 действует упрощённая система оформления мелких ДТП без прибытия инспекторов ГИБДД на место аварии при отсутствии физически пострадавших лиц. Для этого нужно позвонить и сообщить о произошедшем столкновении по номеру 02, сделать фото или видеосъёмку происшествия и приехать в отделение или ближайший дорожный пост ГИБДД, чтобы оформить там необходимые документы.
Ещё более упрощённой системой является недавно введённый Европротокол, который оформляется самими участниками ДТП с обоюдного их согласия без присутствия работников ГИБДД. Документы, оформленные на месте дорожного инцидента, сдаются в страховую фирму не позднее 5 суток со дня совершения ДТП. Оформление Европротокола разрешается проводить в тех случаях, когда сумма ущерба потерпевшей стороны не превышает 50 000 рублей. Для виновника аварии, согласившегося обойтись Европротоколом, существует нюанс: если ремонт машины обходится потерпевшему дороже 50 тысяч рублей, то он имеет право в последующем потребовать от виновника компенсации превышенной суммы.
Для двух наиболее населённых областей с центральными мегаполисами – Московской и Ленинградской, сделано исключение. Здесь порог материального ущерба, позволяющего проводить оформление Европротокола, повышен до 400 тысяч рублей. Однако для этого обязательным условием является наличие видеозаписи автоматического регистратора. При этом регистрирующий прибор должен быть оснащён навигационным датчиком, фиксирующим координаты, дату и время происшествия.
Согласно Постановлению №1002 от 1.10.14 Правительства РФ кроме видеосъёмки в качестве доказательной базы страховые компании обязаны принимать и фотографии с места события при условии, что на них зафиксированы некорректируемым образом координаты и время происшествия. В новом 2016 году ожидается ужесточение требований к данным, представляемым автоматическими регистраторами. От них будут требоваться объективная информация о скорости, ускорении или торможении автомобиля в момент происшествия, фиксация боковых ударов, автоматическая отправка сообщений о ДТП на пост ГИБДД.
Как оформить Европротокол
Если вы стали участником ДТП без серьёзных последствий и без нанесения ущерба здоровью, хотите ограничиться оформлением Европротокола без участия полицейских, то нужно следовать следующей инструкции:
- Чётко выполняя все требования ПДД, остановите машину, включите аварийную сигнализацию и выставьте аварийный знак.
- Примите меры для сохранения всех следов происшествия на месте аварии.
- Если ваш оппонент по происшествию не согласен с вашим решением, то сообщите о происшествии по телефону 911, 112 или 02 и вызовите сотрудников ГИБДД.
- При обоюдном согласии о мирном разрешении конфликта нужно начать оформление извещения ОСАГО, полученного в страховой компании вместе с полисом при заключении страхового договора. Бланк извещения заполняется шариковой ручкой с синей пастой так, чтобы данные, записываемые на первом листе, чётко отображались на следующем.
- Оформляется один бланк. При этом один участник ДТП записывает данные в колонке «А», а второй – в колонке «В» того же листа. По окончании бланк разъединяется на двоих, и оба участника отдельно заполняют обратную сторону своих листов.
Порядок оформления лицевой стороны бланка европротокола:
- Заполняются все без исключения разделы и графы, имеющиеся на этой стороне бланка. Здесь должны размещаться сведения о времени, дате и месте происшествия, о его субъектах, свидетелях и страховой компании. Описываются видимые повреждения, полученные автомобилем при столкновении и обстоятельства аварии.
- Пункты 1-8 и 17 заполняет один из участников, а остальные пункты оформляются каждым участником самостоятельно в отношении своей машины.
- В п.11 в качестве водителя следует указывать данные человека, непосредственно управлявшего автомобилем в момент совершения столкновения.
- В п.14 следует кратко и точно указать все полученные повреждения, которые заметны визуально с описанием их характера и величины (поломки, вмятины, царапины, отслоения ЛКП). При этом не допускайте записей оппонентом ранее имевшихся повреждений, не относящихся к данному столкновению. Скрытые повреждения кузова не заметные визуально будут устанавливать эксперты при тестовом осмотре автомобиля.
- В п.15 о своих замечаниях можно записать необходимые дополнительные данные об обстоятельствах происшествия, которые не вошли в п.16.
- В п.16 «галочкой» выбираются те клетки, которые наиболее точно отражают обстоятельства ДТП, касающиеся каждую сторону события. Здесь важно верно указать те манёвры, которые выполнялись обоими водителями, приведшими к столкновению. Например, при выполнении обгона с перестройкой на внешнюю полосу движения нужно отметить «галочкой» обе клетки 12 и 13 под названиями «Перестраивался на другой ряд» и «Обгонял». Нельзя путать понятия стоянка и остановка (позиции 1 и 22). В нижних больших клетках нужно указать числом общее количество заполненных в пункте полей.
- В п.17 рисуется условная схема ДТП, где обозначаются названия улиц или трасс, направления перемещения и положение автомобилей в момент столкновения, границы проезжей части. Указываются расположение и показания светофоров и знаков, разметка дороги, положения предметов, оказавших влияние на происшествие.
- В п.18 обе стороны происшествия должны поставить свои подписи.
После разделения бланка на 2 листа на лицевой стороне каждого экземпляра должны остаться по 2 подписи от каждой стороны – п.п. 15 и 18.
Правила заполнения обратной стороны бланка:
- Эта сторона бланка оформляется каждой стороной происшествия самостоятельно. Если места на бланке не хватает для изложения всех обстоятельств ДТП, то к бланку можно приложить отдельный лист бумаги с подробным изложением. При этом на бланке внизу ставится «галочка» в клетке о приложении. Приложения подписываются обеими сторонами.
- Пустые места во всех графах бланка нужно заполнять прочерками или продолжительной буквой Z.
- Если лист был испорчен во время заполнения, случайно порван или плохо читаются записи, то его нужно уничтожить и заполнить новый бланк. После оформления и подписания обоих листов извещения на них запрещается делать какие-то записи или исправления.
- Если возникла необходимость внесения дополнений в извещение, то они подкрепляются отдельными подписями обеих сторон дорожного происшествия.
После заполнения бланка извещения следует собрать и сохранить телефоны или адреса свидетелей ДТП, видеозапись регистратора. При наличии оснований для получения страховых выплат нужно в течение 5 дней с момента аварии подать заявление в страховую фирму с приложением заполненного извещения. При этом нельзя начинать ремонт автомобиля без согласования со страховой компанией. При отсутствии оснований для выплаты страховки следует просто передать извещение в страховую фирму в тот же 5-дневный срок.
Требования к фото и видео материалам регистраторов
Не менее важно знать, какая информация должна быть зафиксирована на фотоснимках и кадрах видеозаписи с места происшествия. Съёмка должна производиться не позднее 1 часа с момента происшествия и содержать в себе изображение:
- номерных знаков автомобилей, участвующих в ДТП. Если машина не имеет регистрационных знаков, то нужно зафиксировать её VIN-код (идентификационный номер);
- все места повреждения автомобилей, полученные после столкновения;
- расположение столкнувшихся автомобилей после аварии относительно друг друга с привязкой к неподвижным объектам дорожной инфраструктуры и зданиям;
- автомобиля с номерными знаками свидетеля ДТП;
- даты и времени съёмки.
Что нужно делать прежде чем оформить европротокол
Чтобы в дальнейшем не было претензий со стороны страховой компании в правильности оформления документов, необходимо придерживаться следующего порядка действий:
1. Осмотр состояния и оценка повреждения машин
Вместе со вторым пострадавшим сделайте совместный осмотр полученных повреждений обоих автомобилей, оцените примерный объём нанесённого ущерба. Уточните обстоятельства и причины возникновения аварийной ситуации и произошедшего столкновения. Проверьте наличие дорожных знаков, разметки и других указателей, регламентирующих дорожное движение. Выясните у оппонента его видение ситуации и наличие разногласий в отношении виновника происшествия.
Уточните у него наличие и дату выдачи полиса ОСАГО. Если хотя один из пострадавших автомобилей застрахован до 1.08.2014 года, то размер ущерба, подлежащего компенсации не должен быть более 25 тысяч рублей. Для автомобилей, застрахованных после указанной даты, допускаемый предел возмещаемого ущерба может доходить до 50 тысяч рублей, а в Ленинградской и Московской области с их мегаполисами размер компенсируемого ущерба может достигать 400 тысяч рублей.
Если понесённый ущерб от ДТП входит в указанные пределы, и у вас нет разногласий с оппонентом по поводу виновника происшествия, то можно переходить к следующему действию. В противном случае следует вызывать сотрудников ГИБДД.
2. Проведение видео и фотосъёмки места происшествия
Для правильного определения истинного виновника происшествия и величины ущерба все обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы на фото или видеокамеру. По Правилам съёмка должна производиться не позднее 1 часа с момента происшествия. При этом на кадрах обязательно должны быть следующие изображения:
- расположение автомобилей на месте аварии с изображением окружающих неподвижных объектов дорожной инфраструктуры или зданий, расположение отлетевших деталей, следы торможения на дорожном покрытии;
- места полученных механических повреждений на авто во время столкновения;
- регистрационные номера или VIN-коды машин, принимавших участие в столкновении;
- транспорт свидетеля столкновения с различимыми номерными знаками;
- дата, время и географические координаты места съёмки.
При наличии видеорегистратора нужно сохранить запись дорожной обстановки в предшествующий момент и во время ДТП.
Видео: Прямой эфир.»Европротокол как правильно заполнять»
3. Освобождение проезжей части
После выяснения причин аварии и виновника ДТП, окончания съёмок обстоятельств и последствий столкновения участникам происшествия следует освободить проезжую часть, чтобы не создавать помех движению транспортного потока. Данное положение входит в обязанности водителя-участника ДТП согласно п.2.6.1 ПДД. Неисполнение данного требования может повлечь административное взыскание в виде штрафа в сумме 1000 рублей согласно ст. 12.27 ч.1 КоАП.
4. Проверка документов соучастника аварии
Уточните данные страхового полиса второго участника ДТП (номер, дату, название страховой компании, её адрес и телефон), которые, согласно п.3.2 Правил страхования по ОСАГО, водитель, принявший участие в ДТП, обязан сообщить своему визави. При этом проверьте срок действия полиса. Если срок его действия на момент аварии истёк, то следует вызвать инспекторов ГИБДД. Кроме того, попросите его показать вам паспорт, удостоверение водителя, техпаспорт автомашины и запишите паспортные данные. При наличии всех документов и их действительности можно приступать к оформлению бланка европротокола.
Действия участников аварии после составления европротокола
Согласно требованиям законодательных актов об ОСАГО для получения страховки потерпевший в ДТП водитель должен представить в страховую компанию, в пятидневный срок после свершившейся аварии, следующие документы:
- заявление о компенсации ущерба;
- заполненное извещение о ДТП;
- результаты фото/видеосъёмки с места происшествия или электронный носитель этой информации с отображением даты, времени и координат места ДТП;
- заявление о том, что предоставляемая запись не подвергалась коррекции техническими или программными средствами.
Самостоятельный ремонт автомобиля нельзя начинать пятнадцать дней, такой срок установлен для страховых компаний. За это время страховщики могут прислать своих представителей для удостоверения полученных повреждений. На исполнение такого требования (об осмотре автомобиля) участнику аварии предоставляется пять суток.
При необходимости срочного ремонта (при ежедневном использовании машины) вам придется лично торопить представителей страховщиков, добиваться от них письменного согласия на проведение ремонта.
Если вы сомневаетесь в документах вашего оппонента, в оценке величины понесённого ущерба или правильном определении виновной стороны, то нужно прибегнуть к услугам сотрудников ГИБДД, вызвав их на место происшествия!
Изменение поведения одного из водителей, который признал себя виновником под давлением оппонента (ошибочно, по незнанию посчитал себя ответственным за ДТП), после подписания европротокола не имеет юридической силы.
Комментарии