Почему хрустит ШРУС при повороте или на кочках?

Подвеска переднеприводного автомобиля – сложная конструкция, одним из элементов которой и является ШРУС. Это аббревиатура расшифровывается как  шарнир равных угловых скоростей, еще водители называют его «граната». Этих узлов в автомобиле с передним приводом четыре – 2 внутренних и 2 внешних.

устройство ШРУС

При длительной и неаккуратной эксплуатации шарниры выходят из строя и главный признак этого – треск и хруст при повороте руля. Чтобы понять, почему это происходит и определить поломку, нужно знать, для чего нужен ШРУС, его конструкцию и принцип работы.

Зачем нужен ШРУС

У большинства современных автомобилей крутящий момент от коробки передач передается на передние колеса, которые отвечают за направление движения автомобиля, поворачиваясь в нужную сторону, а на выбоинах отрабатывают в вертикальной плоскости. ШРУС нужен для того, чтобы при повороте колес не менялась угловая скорость, не терялась мощность и не возникали рывки, повышая нагрузку на коробку передач.

Виды ШРУСов

внутренний и внешний ШРУС

Как отмечалось, на переднеприводный автомобиль устанавливается четыре ШРУСа, по 2 на каждую полуось. На одном колесе находятся один внутренний и один внешний ШРУС, которые конструктивно отличаются друг от друга:

  1. Внутренний ШРУС располагается возле коробки передач. Через него крутящий момент передается от дифференциала на полуось колеса. Его рабочий угол находится в пределах 20 градусов, чего вполне достаточно для нормальной передачи крутящего момента без его потери. Главной особенностью внутреннего шарнира является возможность смещения вдоль оси, тем самым при необходимости несколько изменяя ее длину. Это нужно для компенсации хода подвески во время вертикальных перемещений колеса, когда оно отрабатывает на выбоинах плохой дороги.
  2. Внешний или наружный ШРУС находится возле колеса и имеет больший рабочий угол  — около 40 градусов. Это позволяет колесам без лишних усилий вращаться, одновременно поворачиваясь в нужную сторону. На него приходится большая нагрузка, чем на внутренний узел, поэтому он выходит из строя гораздо чаще.

трипоид

Наиболее распространены две конструкции ШРУС – трипод и шариковый шарнир. Трипод имеет сравнительно небольшой рабочий угол, поэтому это более дешевая конструкция. Здесь ролики располагаются на трехлучевой вилке и вращаются на игольчатых подшипниках.

шариковый шарнир

Шариковый шарнир имеет больший рабочий угол, поэтому его устанавливаются на внешний ШРУС. Конструктивно он представляет собой шарики, заключенные в специальную обойму, которая называется сепаратор. Шарики передвигаются по канавкам сепаратора, что позволяет изменять углы вращения в больших диапазонах.

Почему ШРУС начинает издавать треск и хруст?

принцип работы ШРУС

Благодаря применению современных материалов и технологий, ШРУСы на современных автомобилях достаточно прочны и надежны. При правильной эксплуатации, на нормальных дорогах они могут прослужить более 100 тыс. км. Но реалии отличаются от идеальных условий, поэтому за состоянием шарниров нужно постоянно следить.

Первой причиной того, что ШРУС начинает хрустеть– является попадание в него влаги и абразивных элементов из пыли и грязи, при этом из механизма выдавливается и вымывается смазка. Это происходит в результате повреждения резинового пыльника.

внутренний ШРУС

Еще одна частая причина того, что хрустит «граната» — слишком динамичная езда, на которую автомобиль попросту не рассчитан. К поломке приводят резкие старты с пробуксовкой, когда на трансмиссию выпадает высокая нагрузка. Особенно это вредно, когда колеса вывернуты и ШРУС находится под механическим напряжением. Кроме того, езда на большой скорости по выбоинам тоже, с большой вероятностью, закончится неисправным ШРУС.

внешний ШРУС

В результате перечисленных причин или естественного износа вырабатываются обоймы «гранат», что приводит к деформации шариков, и ШРУС начинает издавать характерные звуки, указывающие на его неисправность.

Существует несколько косвенных причин, приводящих к преждевременному выходу шарниров равных угловых скоростей из строя:

  • лифт подвески с целью увеличения клиренса. Приводит к изменению рабочих углов работы ШРУС, приводя к его преждевременному выходу из строя;
  • установка колес нештатного радиуса. Существенно повышает нагрузку на ходовую часть, от которой выходят из строя и начинают хрустеть шарниры равных угловых скоростей;
  • езда по бездорожью не только повышает нагрузку на подвеску, но и повышает износ пыльников ШРУС. Поэтому состояние пыльников нужно проверять не реже одного раза в 10 тыс. км пробега, этот процесс можно синхронизировать с заменой масла. Обязательно нужно осмотреть пыльник после выезда на бездорожье или сильного удара по подвеске.

пыльник внешнего ШРУС

Важно понимать, что малейшая трещина на пыльнике приведет к попаданию в механизм воды и абразива, поэтому при его повреждении требуется немедленная замена.

Можно ли игнорировать неисправность ШРУС

Поскольку шарнир угловых скоростей рассчитан  на высокие нагрузки, он практически никогда не ломается сразу. До этого он длительное время подает сигналы владельцу автомобиля треском и хрустом.

Несмотря на это, оставлять хрустящий ШРУС как есть, ожидая его полного разрешения, категорически не рекомендуется. Просто у владельца есть определенный временной лаг, позволяющий выбрать надежную деталь и установить её.

Если же довести до разрушения ШРУС, дальнейшее движение станет попросту невозможным. Обязательно пострадают другие элементы подвески и трансмиссии, что выльется в  дорогостоящий ремонт. Кроме того, с высокой долей вероятности это приведет к возникновению аварийной ситуации из-за потери управления.

Поэтому, при появлении первых признаков проблемы, лучше принять меры. Тем более, что при своевременном ремонте замены ШРУС можно избежать. Если обойма не износилась, шарики или игольчатые подшипники находятся в нормальном состоянии, достаточно просто промыть узел и заложить в него новую смазку, а заменить нужно будет только пыльники, которые стоят недорого.

Поиск неисправного ШРУС

Поскольку в переднеприводном автомобиле установлено 4 ШРУС, важно правильно определить, какой из них вышел из строя. Для этого нужно действовать поэтапно:

  1. Визуальный осмотр. Если пыльник «гранаты» поврежден, с высокой долей вероятности именно этот шарнир вышел из строя. Его нужно снять, осмотреть, если нет повреждений, то промыть и смазать, а пыльник заменить. В случае выработки, узел заменяется.
  2. Поверка соединения шарниров. Для этого освобожденный ШРУС нужно покрутить вокруг оси. Исправная деталь не расшатывается и не имеет люфта. Любой люфт при проверке – сигнал, означающий, что деталь нужно заменить.

Определение неисправности внешнего шарнира

Поскольку наибольшая нагрузка на внешний шарнир приходится при максимальном угле поворота, то и тестировать узел нужно при максимально повернутых колесах. Особенно ярко проблема проявляется, если при повернутых колесах резко тронуться с места.

Если при этих условиях послышится треск или хруст, то его причина – внешний ШРУС. Чтобы определить какой из внешних шарниров вышел из строя, нужно запомнить простое правило. Когда треск слышен при повороте колес вправо, то и проблема с правым шарниром, влево – значит с левым.

Диагностика неисправности внутреннего ШРУС

Определение неисправности внутреннего шарнира требует немного больше опыта. Один из признаков – треск и вибрация при наборе скорости на ровном участке дороги. Особенно неприятна вибрация, которая хорошо ощущается в салоне и напоминает ситуацию, когда на шине появилась грыжа, или деформировался колесный диск.

Неисправность внутреннего ШРУС отчетливо проявляется на дорожных выбоинах. Чтобы выявить дефект, нужно найти яму подходящего размера и проехать по ней сначала одним, затем другим колесом. Неисправная деталь издаст характерный металлический хруст, и чтобы услышать его нужно опустить передние стекла. При таком тесте нужно держать невысокую скорость и выбрать неровности, которые не повредит другие элементы подвески.

Универсальный метод проверки всех типов

Если появились обоснованные подозрения в неисправности одного из шарниров, нужно сделать несколько поэтапных действий:

  • при помощи домкрата вывесить правое колесо;
  • руль установить в среднее положение;
  • включить нейтральную передачу и затянуть ручной тормоз;
  • запустить двигатель;
  • включить первую передачу и плавно отпустить сцепление;
  • вывешенное колесо начинает вращаться, после этого плавно нажать на тормоз, тем самым давая нагрузку на ШРУС;
  • неисправный внутренний шарнир обязательно издаст характерный хруст. Если же внутренние шарниры целы, то никаких звуков слышно не будет, а двигатель заглохнет;
  • повернуть руль вправо на максимальный угол. Неисправный правый внутренний ШРУС будет шуметь;
  • при этом неисправный правый внешний ШРУС тоже начнет трещать или хрустеть.

При необходимости проделать те же манипуляции при вывешенном левом колесе, поворачивая его влево. Такой метод наиболее точно поможет провести диагностику без демонтажа и разборки внутреннего и внешнего шарнира угловых скоростей.

Решение проблемы

При выявлении неисправности проблемный шарнир нужно снять и провести более детальную диагностику. Своевременное выявление позволит просто промыть и смазать узел, после чего он снова будет работать в нормальном режиме, не издавая посторонних звуков. Пыльник же лучше заменить, чтобы гарантировать герметичность шарнира.

Любой визуальный дефект или люфт недопустим. В этом случае ШРУС нужно заменить, заказав деталь согласно артикулу, у заслуживающего доверия производителя. Допускается замена одного шарнира, но лучше делать парную замену, например, если замене подлежит правый внутренний ШРУС, то лучше заменить и левый внутренний.

Шарниры равных угловых скоростей являются важным элементом трансмиссии любого автомобиля с передним приводом. Поэтому важно постоянно контролировать их состояние. Для этого необходимо периодически осматривать пыльники, прислушиваться к работе деталей, если появился треск и хруст, нужно немедленно провести углубленную диагностику, которая позволить принять решение по ремонту или замене детали.

Видео: Трещит, хрустит. ШРУС — что это, почему ломается и как его проверить?

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2024 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector