Новая схема обмана и мошенничества с электронными полисами ОСАГО

Приблизительно  в каждом десятом проданном в 2017-м году электронном полисе ОСАГО записана информация, не соответствующая действительности. И получают её страховые компании от посредников, действующих за спиной у владельцев и стремящихся добиться снижения стоимости страховки до минимального значения.

e-полис ОСАГО

Получившая распространение на страховом рынке мошенническая схема с электронным ОСАГО сравнительно новая, поэтому и достигает положительного результата. Она заключается в предоставлении компаниями-посредниками недостоверных сведений страховщикам, что позволяет занизить цену полиса. Предполагается, что количество таких страховок составляет 5–10% от общего количества электронных ОСАГО – или от 250 до 500 тысяч штук.

Схема мошенничества с электронными полисами

Принцип обмана:

  1. Сначала мошенники оформляют e-ОСАГО на самые выгодные по стоимости страховки транспортные средства, выбирая регионы с минимальным коэффициентом.
  2. Благодаря такой схеме, цены полисов получаются минимальными – 1–2 тысяч рублей.
  3. Бумажный полис изменить нельзя, а электронный легко. Получив полис на руки, далее мошенники используют графические редакторы, типа Adobe Photoshop и меняют указанные цифры на большую величину, зарабатывая на получившейся разнице. В полисах указываются реальные регистрационные и идентификационные номера автомобилей страхователей, которым продаются страховки.

Главной особенностью электронных полисов, отличающих их от бумажной версии, является то, что представители страховой компании не могут оперативно проверить предоставленные сведения. Изменение данных – водительского стажа, года выпуска транспортного средства и региона регистрации на другой, с меньшим коэффициентом и суммой страховых выплат – позволяет мошенникам получить низкую цену страховки и выгодно перепродать поддельный электронный полис.

Особенности поддельной страховки

Обмануть страховщиков мошенникам помогает недоработка базы данных РСА, по которой определяется подлинность предоставляемой водителями информации. При оформлении электронного ОСАГО не происходит автоматической сверки региона регистрации и марки автомобиля с базой ГИБДД.

Так, при оформлении полиса на транспорт, зарегистрированный в Крыму или Чечне, где коэффициенты расчёта страховки минимальные (0,6), разница с московской или санкт-петербургской регистрацией будет выше более чем втрое – цифры для этих регионов равны 2,0. Получается, что регистрируя автомобиль с минимальной мощностью (от 50 л. с.) на территории Крыма, с учётом минимального использования автомобиля (3 месяца) и максимального коэффициента стажа (больше 3 лет), водитель возрастом от 22 лет платит лишь около 618–741 рубля. Для столичного региона самая высокая стоимость (производительность мотора 150 л. с., срок использования транспортного средства больше 10 месяцев, стаж до 3 лет и возраст меньше 22 лет) страховки может достигать 19,8–23,7 тысяч рублей.

Причём, даже таким фальшивым e-полисом можно пользоваться и не подозревать о подделке.  Автоинспекторы редко выполняют детальную проверку полиса, ограничиваясь формальным осмотром и обращая внимание только на его наличие. Даже при попытке проверить ОСАГО по базе данных РСА с данными  страховок сотрудник ГИБДД всё равно скорее всего не заметит подделки. Проверка покажет полное совпадение информации о государственном и идентификационном номере, а на регион и марку практически никогда не обращают внимания.

Проблемы с недействительным полисом

Проблема со страховым полисом возникает в тех случаях, когда водитель обращается к страховщику после ДТП. У страховой компании не возникает никаких сложностей с определением того, что электронное ОСАГО поддельное, после чего она отказывает в выплатах из-за расхождения информации в базе РСА. Ведь даже, если госномер и VIN автомобиля совпадают, другие сведения разнятся. В данном случае водителю придётся заключать новый страховой договор, а ущерб от текущей аварии оплачивать самостоятельно.

Подделка, которую обнаружил автоинспектор, тоже приводит к серьёзным последствиям. На водителя может быть заведено уголовное дело по статье 12.37 КоАП, предписывающей наказание за несоблюдение требований об ОСАГО. Минимальный размер штрафа в этом случае равен 800 руб.

Кроме наказания за поддельный полис и необходимости самостоятельно ремонтировать личное транспортное средство, автовладелец сталкивается с проблемой, которая повлечёт за собой ещё больше расходов. Если водитель оказался виноват в ДТП, ему придётся ещё и оплачивать ущерб из собственных средств. Для этого пострадавшему подает иск на виновника происшествия в суд и взыскивает с него затраты на ремонт своей машины.

Причины распространения мошенничества

Изначально предполагалось, что преимуществом электронного ОСАГО будет как раз возможность избежать мошенничества и повысить удобство оформления страховки для клиентов. На деле получилось, что даже такая упрощённая процедура слишком сложная для многих автовладельцев, которые не желают связываться со сканированием и заполнением документов. Поэтому обращаются за помощью на специализированные сайты, некоторые из которых мошеннические.

Как правило обманом занимаются посредники с интернет-ресурсов, которые предлагают оформить электронное ОСАГО за водителя. Причём, гарантированного способа отличить мошенника от реального помощника не существует.

Проблемы с несовпадением информации в электронных полисах стали ещё более серьёзными из-за возможности одновременного оформления нескольких страховок на одного автомобилиста. Каждое электронное ОСАГО оформляется по минимальным в стране тарифам, с разными государственными и VIN номерами.

Нередко пользоваться услугами посредников автомобилистов заставляют сами страховщики, не желающие продавать полисы в регионах с высокими показателями убыточности по страховым выплатам. У водителей из таких областей РФ, пытающихся самостоятельно оформить e-ОСАГО, возникают проблемы с загрузкой информации и обновлениями страниц на сайте страховщика. И делается это страховщиком намерено. Потерпев неудачу, автовладелец решает обратиться за помощью к сторонним организациям. Причём, мошенники считают своей целевой аудиторией жителей таких проблемных с точки зрения автострахования регионов, предлагая им свои услуги. Но покупают полисы в тех районах, где их выгодно продавать страховым компаниям. Для выгодной перепродажи страховки мошенникам достаточно исправить информацию на компьютере, заменив сведения о марке автомобиля и регионе.

Способы уберечься от обмана с фальшивым электронным полисом

Чтобы не попасться на удочку мошенников при покупке e-ОСАГО автомобилист должен обязательно сверить свою покупку с данными базы РСА. Как правило, информация появляется на сайте ассоциации уже через полчаса после оформления онлайн-страховки. А проверку совпадения сведений из полиса с базой пользователь может выполнить самостоятельно.

Обнаружив недостоверную информации в страховом договоре (опечаток из-за невнимательности самого страхователя), автомобилист должен обратиться к страховщику и написать заявление на корректировку данных. После этого компания исправит ошибочные сведения или проведет перерасчёт.

Если сравнение данных с базой РСА показало автомобилисту, что он стал жертвой мошенников, следует немедленно обращаться в правоохранительные органы. В заявлении указываются все обстоятельства покупки страховки, включая реквизиты мошенников. Такая процедура считается  стандартной, а дальнейшими поисками составителей мошеннической схемы будет заниматься полиция.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2024 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector