Тормозные колодки – расходные материалы, требующие замены по мере эксплуатации авто. От их основных рабочих характеристик и степени износа напрямую зависит эффективность торможения, а значит – безопасность движения. Колодки устанавливаются внутри тормозных суппортов, напротив поршней. Основная задача расходных материалов заключается в сильном прижимании к тормозным дискам и создании силы трения, которая снижает скорость движения транспортного средства вплоть до полной остановки.
В этой статье мы расскажем, какие тормозные колодки лучше, перечислим основные бренды на российском рынке и укажем характеристики, на которые стоит обращать внимание при выборе.
Типы тормозных колодок
В зависимости от материалов изготовления выделяют следующие типы тормозных колодок:
1. Органические
Изготавливаются из каучука, углерода, кевлара. В качестве связующего элемента используется высокотемпературная смола. Также называются безасбестовыми тормозными колодками.
+ Низкий уровень шума;
+ Демократичная стоимость;
+ Не выделяют большого количества тепла при торможении;
— Быстрый износ;
— Не способны эффективно работать при экстремальных нагрузках.
2. Полуметаллические
Запчасти, содержащие в среднем 30-65% металла. Изготавливаются из железного, графитного или медного порошка, смешанного с неорганическими компонентами. Для улучшения эксплуатационных характеристик в состав добавляются модификаторы трения.
+ Длительный срок службы;
+ Хорошие тормозные характеристики;
— Способствуют быстрому износу тормозных дисков;
— Высокий уровень шума;
— Относительно низкая эффективность работы при сильных морозах на улице.
3. Колодки с малой долей металла
Имеют много общего по физико-химическому составу с органическими запчастями. Единственное отличие – наличие небольшого объёма металла (до 30%). Чаще используется сталь или медь. Металлическая добавка улучшает теплообмен и обеспечивает более эффективное торможение.
+ Средний уровень шума при эксплуатации;
+ Улучшенный показатель торможения по сравнению с органическими запчастями;
— Создают больше пыли, если сравнивать с безасбестовыми колодками.
4. Керамические
Керамические тормозные колодки — это лучший вариант для спорткара. Это наиболее качественные и дорогие расходники для тормозной системы. Изготавливаются из керамики, медных волокон и специальных связующих компонентов.
Цель создания керамических колодок — снижение уровня шума и количества пыли от торможения. В этом плане они выигрывают у полу- и низкометаллических запчастей.
+ Уменьшают износ тормозных дисков за счёт сниженного пылеобразования;
+ Низкий уровень шума при работе;
+ Надёжность;
+ Высокая работоспособность в широком диапазоне температур;
— Большая цена.
Критерии выбора
Какие тормозные колодки выбрать для автомобиля? Однозначного ответа на этот вопрос нет. При покупке расходных материалов обращайте внимание на следующие моменты:
- Условия эксплуатации авто. Автомобили эксплуатируются в совершенно разных условиях. Это касается температуры окружающей среды, уровня влажности, рельефа местности и т.д. Например, машине, которая часто ездит по горным дорогам, требуются более качественные тормозные колодки. Это связано с повышенными нагрузками на основные элементы системы торможения в холмистой местности по сравнению с обычными городскими условиями эксплуатации.
- Массу авто. Для более крупногабаритных и тяжёлых автомобилей стоит заказывать усиленные тормозные колодки.
- Характер машины и стиль вождения. Важные факторы, влияющие на выбор запчастей для тормозной системы. К примеру, органические колодки не рекомендованы для установки на автомобили с мощными двигателями и спортивными подвесками. Их лучше избегать и шофёрам с агрессивной манерой вождения, которые часто перестраиваются, резко разгоняются и тормозят.
Владельцу маломощного авто невыгодно устанавливать спортивные колодки. И дело здесь не только в завышенной стоимости запчастей. Это связано с оптимальными тормозными характеристиками, которые проявляются только при высоких температурных нагрузках. Спортивные колодки требуют предварительного прогрева. Его сложно достичь при неторопливой манере вождения в городе. Какие тормозные колодки выбрать в таком случае? Оптимальный вариант – полуметаллические.
При выборе автозапчастей учитывайте и коэффициент трения. Обозначается латинскими буквами. Первая указывает на коэффициент трения в холодном состоянии, вторая – после прогрева. Соответствующая маркировка на колодках идёт после заводского кода.
Таблица 1. Коэффициенты трения и значения в соответствии со стандартом сертификации SAE J661
Коэффициент трения |
Значение |
C |
Менее 0,15 |
D |
0,15-0,25 |
E |
0,25-0,35 |
F |
0,35-0,45 |
G |
0,45-0,55 |
H |
0,45-0,8 |
Чем больше этот коэффициент, тем более высокое сцепление детали с барабаном либо тормозным диском.
Производители колодок используют цвета для обозначения максимальной рабочей температуры. Правда, в этом плане не существует регламентов и стандартов, поэтому нужно обязательно проверять характеристики.
Таблица 2. Обозначение цветов колодок
Цвет |
Диапазон максимальных температур, в °С |
Чёрный |
Не более 400 |
Зелёный |
600-650 |
Красный |
750 |
Жёлтый |
900 |
Голубой и синий |
900 |
Оранжевый |
Не ниже 1000 |
О компаниях-производителях и лучших брендах
На отечественном рынке тормозных колодок представлены разные бренды производителей, в том числе японские, североамериканские, немецкие и т.д. Самыми известными среди них являются TRW Lucas, Ferodo, ATE, Jurid, Lockheed и другие.
Если представить рейтинг тормозных колодок с оптимальным соотношением стоимости и рабочих характеристик, то он выглядит следующим образом:
1 место. Ferodo
Британская фирма, основанная в 1897 году и специализирующаяся на изготовлении фрикционных материалов. Продукция этого бренда известна на российском рынке автозапчастей благодаря линейкам Target и SL, которые являются идеальным вариантом по соотношению цена-качество. Сейчас британский производитель выпускает огромное количество колодок, подходящих для разных моделей машин.
+ Большой ассортимент моделей;
+ Высокое качество изготовления;
+ Небольшой износ дисков;
+ Редкие скрипы.
2 место. TRW Lucas
Североамериканский концерн TRW, сотрудничающий с компанией Lucas из Великобритании, поставляет на российский рынок большое количество автозапчастей для разных марок и моделей машин. В их числе находятся тормозные колодки. Продукция бренда Lucas широко распространена в России. Встречается практически в каждом более или менее крупном автомагазине. При этом запчасти имеют неплохое качество и продаются по адекватной цене.
+ Богатый ассортимент;
+ Невысокая стоимость;
+ Качество – выше среднего;
— Большое количество подделок на рынке.
3 место. Allied Nippon
Японский производитель и поставщик фрикционных материалов на мировой рынок. Имеет крупный центр исследований и разработок, занимающийся испытаниями выпускаемой продукции в различных условиях эксплуатации. Является одним из лучших азиатских производителей тормозных колодок. При этом японцы занимаются изготовлением запчастей и для «родных» авто, и для европейских, американских и российских машин.
В производстве большинства колодок от Alliled Nippon используется феррокарбон. Это минеральное сырьё увеличивает срок службы запчастей и улучшает теплоотдачу.
+ Разнообразный ассортимент;
+ Колодки японского бренда хорошо переносят тяжёлые нагрузки на дороге, например, частые резкие торможения;
— Высокая стоимость.
4 место. Hankook Frixa
Производитель шин Hankook из Южной Кореи занимается и производством колодок и других запчастей для тормозных систем под маркой Frixa. Изготовление автозапчастей налажено на заводе, расположенном в городе Сунчеоне. Одна из главных особенностей продукции – наличие кевларовых волокон, положительно сказывающихся на показателях долговечности и износостойкости.
+ Повышенная износоустойчивость;
+ Длительный срок службы;
— Высокая стоимость.
5 место. ATE
Тормозные колодки этого немецкого бренда отличаются износостойкостью, продолжительным сроком эксплуатации, рабочими характеристиками. Концерн ATE использует при изготовлении проверенные временем технологии и высококачественные материалы (хромовые, титановые сплавы). Немецкий производитель выпускает и серию керамических колодок для премиальных автомобилей. Их главное достоинство – практически бесшумная работа.
+ Разнообразный модельный ряд для дорогих автомобилей;
+ Высокое качество продукции;
— Большая стоимость.
Что купить?
Тормозные колодки какой фирмы лучше? Для недорогих российских автомобилей и иномарок идеальным вариантом станет продукция брендов Ferodo и TRW Lucas. Владельцам премиальных и спортивных машин лучше обратить внимание на колодки ATE и Allied Nippon. Запчасти Hankook Frixa – «золотая середина», которая может приглянуться широкому кругу владельцев, преимущественно корейских автомобилей.
Комментарии