«Опасное вождение» — новый термин в ПДД

Понятие «опасное вождение», определение которого получило много толкований и дополнений в процессе последних общественных обсуждений, стало привлекать к себе внимание после прошлогодних инициатив премьер-министра Д.Медведева по внесению новых поправок в ПДД. В первоначальном варианте это понятие включало в себя:

опасное вождение

  1. не предоставление полосы движения транспорту, обладающему преимущественным правом;
  2. выполнение перестроений при плотном и интенсивном движении транспортных средств на дороге;
  3. резкое и необоснованное торможение во время движения в плотной череде машин;
  4. умышленное противодействие обгону;
  5. недопустимое сокращение интервала и дистанции между машинами.

После проведённого общественного обсуждения ГИБДД переработала проект документа, учтя  замечания и сделав его более детальным.

Термин «опасное вождение» это не российское изобретение.

Можно взять для сравнения опасного движения определение, принятое в ПДД Германии, где этот термин содержит целый перечень действий водителя на дороге, начиная от недопустимых манёвров и заканчивая агрессией в отношении других водителей. Нарушителю там грозят значительные штрафные санкции и лишение водительских прав на 9-месячный срок. В Великобритании и США также существует такое понятие, как агрессивное или опасное вождение, за что полагается крупный штраф в размере до 5000 долларов или фунтов в зависимости от тяжести последствий.

Выявление фактов агрессивного вождения в этих странах производится с применением различной записывающей аппаратуры и мобильной техники, включая фото и видео регистраторы, устанавливаемые на дорогах, патрульные машины и вертолёты. Фотографии, фиксирующие факт нарушения, вместе с постановлением о наложении штрафа или временном прекращении действия водительских прав отправляются по почте в адрес нарушителя.

Опасное вождение, определение в ПДД

что такое опасное вождение

Итак, в главе 2-ой, пункте 2.7  ПДД появился новый абзац в котором раскрывается суть понятия «опасное вождение». Оно включает в себя:

  • искусственное препятствие обгону;
  • необоснованное резкое торможение автомобиля, если оно не требуется для предотвращения ДТП;
  • недопустимое сближение с передним или боковым автомобилем во время движения;
  • все перестроения, не связанные с объездом препятствия, разворотом, поворотами налево и направо, остановкой машины;
  • невыполнение требования предоставления дороги транспортному средству, имеющему преимущество в праве проезда.

Согласно требованию этого пункта ПДД водителю запрещается выполнять неоднократно или последовательно указанные действия, если они могут повлечь или стать причиной смерти, ущерба здоровью, повреждения транспорта или другого убытка.

Правила фиксируют определённые условия, при которых вождение признаётся опасным. К ним относятся:

  • Неоднократное совершение одного нарушения (например, несколько неправильных перестроений) из перечисленных действий или последовательное совершение нескольких нарушений (например, резкое торможение и перестроение в плотный поток машин).
  • Создание ситуации в результате произведённых манёвров, приведших к опасности для людей и транспортных средств, появлению материального ущерба.

Как видим определение понятия «опасное вождение» получилось довольно сложным и неоднозначным, оно может вызывать у участников движения различные оценки в реальной ситуации и вызывать споры. Это относится к таким вопросам, как:

  • Неоднократность и последовательность произведённых нарушений не конкретизировано по времени, за какой промежуток времени они должны совершаться, чтобы вождение было признано опасным?
  • Некоторые указанные нарушения можно оценить таковыми только по факту ДТП. Например, боковой интервал или дистанция между машинами считается безопасными, если не совершено столкновения, но как только произойдёт удар, они уже оцениваются как недопустимые.
  • Наличие или отсутствие угрозы для жизни и здоровья людей или сохранности имущества трудно определить верно, когда всё закончилось благополучно и столкновения машин не произошло.

В помощь полицейским и автомобилистам специалисты «Гильдии автошкол» сняли видеоролик, объясняющий примеры опасного вождения, который уже получил одобрение ГИБДД для применения в автошколах.

Видео: Фильм «Опасное вождение»

Внесённые изменения в ПДД должны начать действовать через неделю после опубликования в СМИ. Этой датой является 8.06.2016 года.

Пока как таковой ответственности за опасное вождение не предусмотрено. Но это только пока. Это только первый шаг в целом комплексе последующих дополнений в другие законодательные акты, определяющие меру ответственности за опасное вождение. Депутаты Госдумы уже работают с проектами нескольких законов, предусматривающих внесение дополнений и изменений в Административный и Уголовный кодексы страны. При этом рассматриваются довольно строгие меры наказания. Наиболее вероятным и ожидаемым наказанием за данное нарушение скорее всего будет административный штраф величиной до 5000 рублей, изъятие прав и привлечение к уголовной ответственности в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Сейчас же действуют следующие меры ответственности за указанные выше нарушения:

  1. умышленное препятствование обгону – штраф 1500 рублей;
  2. резкое необоснованное торможение – штраф 1500 рублей;
  3. неправильное перестроение – штраф 1500 рублей;
  4. не предоставление дороги транспорту, имеющему приоритет – штраф 500 рублей.

Способы обнаружения фактов нарушения

Данный вопрос вызвал во время обсуждения и вызывает до сих пор наибольшее количество спорных мнений. Несколько вольная трактовка представителями ГИБДД нового положения вызвало недовольную реакцию автомобилистов. Многие действия, являющиеся составляющими опасного вождения, сложно зафиксировать и классифицировать в качестве правонарушения, что создаёт почву для субъективной оценки ситуации инспектором ГИБДД.

Пока ещё окончательно не определено, какими методами и средствами будут выявляться факты агрессивного вождения, и как будут определять различие между неоднократным и единичным нарушением. Некоторые депутаты Госдумы во главе с Вячеславом Лысаковым предлагают пользоваться записями видеорегистраторов сторонних участников дорожного движения, которые будут передаваться в ГИБДД.

Как показывает опыт подобных трудно выявляемых нарушений, например, ответственность за пользование мобильным телефоном во время вождения, норма закона будет прописана, но фактически она не будет эффективно работать. Наказание за нарушение скорее всего последует только в тех случаях, когда оно приведёт к конкретному ДТП с причинением ущерба.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки
© 2017 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Сайт размещается на хостинге Спринтхост