Нужны ли водительские права на квадроцикл и как их получить?

Хорошей альтернативой для езды по бездорожью дорогим джипам и внедорожникам являются современные квадроциклы. Они позволяют легко добираться в труднодоступные для автомобилей места. Особенно удобны они для поездок на рыбалку и охоту. Обладая высокой проходимостью и устойчивостью, они гораздо дешевле полноценных автомобилей, и сохраняют при этом непосредственный контакт с окружающей средой, обеспечивают удовлетворение экстремальных ощущений от езды.

Как и любое транспортное средство, квадроцикл участвует в дорожном движении и относится к техническим средствам, представляющим повышенную опасность для участников движения. Поэтому для его законной эксплуатации нужно иметь водительские права на квадроцикл.
права на квадроцикл

Понятие о квадроциклах

В России под квадроциклами понимается определённая категория транспортных средств, занимающая среднее положение между мотоциклами и автомобилями и используемая для движения в основном по бездорожью, то есть внедорожные моторизованные средства. К ним относятся снегоходы, болотоходы. По другому такой вид техники могут называть мотовездеходы. На этот вид техники, подобно тракторам, оформляется формуляр, называемый паспортом самоходной машины (сокращённо – ПСМ). Номерной учёт этой техники ведёт не ГИБДД, а Гостехнадзор.

что такое квадроцикл?

КвадрОцикл. У него следующая схема: Паспорт самоходной машины (ПСМ) -> тракторный номер -> тракторные права. Может двигаться по дорогам общего пользования, исключая автомагистрали, без ограничения скорости.

Мотовездеходы, представляющие по внешнему виду мотоцикл, имеющий более двух колес, по американским стандартам ANSI должны отвечать следующим требованиям:

Если  на технику выдан паспорт самоходной машины (псм), с голограммой Гостехнадзора, то нужны тракторные права  категории «A I» или «A II», в зависимости от типа руля

Если на технику выдан паспорт самоходной машины (ПСМ), с голограммой Гостехнадзора, то нужны тракторные права категории «A I» или «A II», в зависимости от типа руля

  • иметь шины с низким давлением;
  • быть оборудованы мотоциклетным сиденьем, на котором водитель сидит «верхом»;
  • управляться рулём вилочного типа, как на велосипедах и мотоциклах;
  • иметь на борту не более двух мест.
Квадроцикл с автомобильным рулем

Квадроцикл с автомобильным рулем и посадкой side-by-side (типа UTV). Для него нужны права тракториста-машиниста категории «A II».

Кроме указанных выше самоходных машин существует категория транспорта, которая называется «квадрицикл». Это практически небольшие автомобили на 4-х колёсах с мотоциклетным двигателем, мощность которого не превышает 15 кВт, полной массой не выше 550 кг, предназначенные для перемещения по оборудованным искусственным покрытием дорогам со скоростью не менее 25 км/ч. Примером такой техники могут служить выпускаемые ранее в СССР мотоколяски для инвалидов. В современной России техника такой категории не производится.

квадрициклы и трициклы

КвадрИциклы (с четырьмя колесами) и трициклы (с тремя колесами). Их отличия: выдается ПТС, на учет ставить в ГИБДД, нужны права категории В1, можно ездить по дорогам общего пользования.

Квадрициклы комплектуются, как все автомобили, техническим паспортом (ПТС) и ставятся на учёт в Единый реестр ГИБДД. Они имеют полноценную кабину и управление, как в автомобиле.

По квалификации транспортных средств, принятой в России, квадрициклы попадают в категорию «В1» вместе с трициклами – трёхколёсными моторизованными транспортными средствами. С категорией «В1» можно управлять и квадроциклами, но только теми квадроциклами на которые выдан ПТС в ГИБДД.
Таких квадроциклов немного, основная же масса оформляется в Гостехнадзоре, на них выдается ПСМ и управлять ими можно лишь имея тракторную категорию A I (А один).

Как получить водительские права на квадроцикл

Как было написано выше для управления квадроциклом или снегоходом нужно иметь удостоверение тракториста категории «А I». Если квадроцикл  с автомобильным рулем и посадкой side-by-side (типа UTV), то для него нужны права тракториста-машиниста категории «A II». Для получения прав тракториста-машиниста по категории «А I» или «А II»необходимо:

  1. иметь возраст старше 16-ти лет;
  2. иметь справку установленного образца, выданную специальной медицинской комиссией, с разрешением на вождение самоходных машин;
  3. уплатить в кассу Сбербанка государственную пошлину в размере 500 рублей на изготовление удостоверения.
Права тракториста-машиниста

Права тракториста-машиниста

Научиться правильно управлять квадроциклом можно в специализированном учебном центре, имеющем соответствующую аттестацию Гостехнадзора. В отличие от обычных водительских прав на автомобиль для получения свидетельства тракториста-машиниста нет обязательного требования обучения в автошколе. При желании и возможности можно самостоятельно выучить теорию, освоить практику вождения и сдать экзамены экстерном.

Если претендент уже имеет старое удостоверение водителя с отметкой о допуске к вождению транспорта категории «А», которое получено им до 2000 года, то он может получить новое удостоверение с отметкой категории «А1» без прохождения экзаменационных испытаний. В этом случае он должен просто сдать необходимый пакет документов вместе со старым удостоверением и получить взамен новый документ.

Видео: Что нужно для получения прав на квадроцикл

Для того, чтобы сдать экзамены экстерном, нужно в первую очередь найти, где находится ближайшее отделение Гостехнадзора, и совершить туда контрольный визит с разведывательными целями. На практике были неоднократно зафиксированы случаи, когда удостоверение на управление квадроциклом можно было получить просто, показав старые автомобильные права. Наверное, это было связано с тем, что большинство отделений этого государственного учреждения не обладают необходимой материально-учебной базой для проведения практических и теоретических испытаний. Тем более, что желающих получать права на квадроцикл, особенно в малонаселённых районах, насчитывается очень небольшое количество.

С собой нужно иметь следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ, для иностранцев ещё свидетельство о регистрации;
  • Мед.справка Ф.№083/у, где в пункте 8 «Особые отметки» сделана запись о годности к вождению тракторов и самоходных машин. Срок действия справки составляет 2 года с момента её выдачи;
  • старые водительские права при наличии. Если есть водительское удостоверение, то это избавит от сдачи  экзамена по  ПДД;
  • две фотокарточки форматом 3х4 см на матовой основе;
  • заявление на допуск к экзаменам экстерном;
  • корешок квитанции об оплате пошлины.

Особенности сдачи экзаменов в Гостехнадзоре

Принцип проведения испытаний такой же, как в ГИБДД, но есть небольшие отличия в порядке проведения и организации экзаменов:

  • Испытания разделены на проверку теоретических знаний и практических навыков вождения.
  • Знание теории проверяется по билетам, которые утверждаются управлением образования Минсельхоза РФ. Полезно получить заранее перечень экзаменационных вопросов для подготовки к экзаменам. Основная их часть посвящена вопросам устройства, ремонта неисправностей и эксплуатации. Наличие водительского удостоверения освободит от сдачи вопросов по по Правилам дорожного движения. Останется ответить только на вопросы по особенностям эксплуатации моторизованного транспорта.
  • При неудачной сдаче экзамена повторный заход разрешается сделать только через неделю.

Практический этап испытаний содержит исполнение 5 упражнений:

  1. заезд на эстакаду;
  2. манёвры на ограниченной площадке;
  3. различные способы торможения и экстренная остановка;
  4. вождение с прицепом;
  5. заезд в гараж задним ходом.
Получение прав на квадроцикл

Сдача экзамена на квадроцикле

Полезно также предварительно пройти один практический урок под руководством инструктора по вождению, чтобы изучить учебную технику и площадку, где будут проводиться экзамены, а также те требования, которые предъявляются им к навыкам вождения. Испытания на получение прав на квадроцикл в организации Гостехнадзора обычно проходят в гораздо более доброжелательной обстановке, чем сдача экзаменов на водительское удостоверение в ГИБДД, и заканчиваются в подавляющем своём большинстве с положительным результатом.

Это вполне логично объясняется тем, что степень опасности и ответственности любителей квадроциклов не идёт не в какое сравнение с опасностью и ответственностью профессиональных водителей легковых, грузовых машин и автобусов, занятых перевозкой пассажиров и грузов по перенасыщенным транспортом дорожным артериям страны.

Оцените статью:

Очень плохоПлохоНе оченьХорошоОтлично Без оценки Загрузка...

Поделитесь с друзьями:

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки
© 2017 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru