В чем польза автомобильного тахометра?

Чтобы водитель во время передвижения на автомобиле мог контролировать скорость перемещения, а также рабочие параметры автомобиля, в салоне на передней панели установлена приборная доска, с установленными информационными датчиками. При этом некоторые из них представлены в виде сигнальных ламп, другие, являющиеся нужными, но при этом не самыми важными — небольшие по размерам. Основное же место на доске отводится спидометру и тахометру. Причем последний имеется не на всех машинах, хотя он очень полезен и предоставляет водителю информацию о работе мотора.

автомобильный тахометр

Что такое тахометр в автомобиле и его виды

Тахометр – датчик, информирующий водителя о частоте оборотов коленчатого вала. И хоть эти данные не являются особо важными, о чем говорит факт отсутствия тахометра на некоторых машинах, но его наличие позволяет водителю более точно подстроить работу КПП под режим силовой установки. Помимо этого при наличии тахометра значительно легче произвести ряд регулировок мотора. Также он позволяет быстро обнаружить нарушение в работе систем силового агрегата. Но все – по порядку.

тахометр

Первые тахометры, применяемые на автомобилях, были механическими. Для работы механического тахометра был задействован тот же принцип, что и у спидометра. То есть, имелся трос, приводимый во вращение от одного какого-то вала, не обязательно коленчатого. Это вращение передавалось на датчик, установленный в салоне, что приводило к отклонению стрелки, а нанесенная шкала показывала количество оборотов.

Но сейчас от такой конструкции отказались в пользу электронных, что позволило избавиться от троса, который является «слабым местом», да и погрешность датчика была большая. У электронных тахометров работа построена на импульсах, получаемых от контрольного датчика. Затем эти импульсы преобразуются в напряжение, приводящее в движение стрелку.

Видео: Тахометр в автомобиле

Электронный автомобильный тахометр

цифровой тахометр

Цифровой автомобильный тахометр

Эти импульсы подаются на информационный датчик, что и обеспечивает его срабатывание. Все просто – чем больше количество получаемых сигналов, тем больше обороты.

Сейчас используются тахометры двух типов:

  1. Аналоговые;
  2. Электронные.

Основная разница между ними сводится к подаче информации водителю. В первом случае – это та же стрелка и шкала с делениями, а во втором – цифровое табло с выводящимся на него количеством оборотов.

Аналоговый датчик конструктивно проще. Состоит он из:

  • катушка (приводит в действие стрелку);
  • микросхема (обеспечивает преобразование импульсов в напряжение);
  • стрелка с градуированной шкалой;
  • датчик с проводкой (устанавливается возле вала, обеспечивает передачу импульсов).

У цифровых же тахометров конструкция – сложнее. Основными элементами его являются:

  1. Процессор;
  2. Аналогово-цифровой преобразователь;
  3. Оптрон;
  4. Микросхема для сброса данных процессора;
  5. ЖК-дисплей.

Помимо этого указанные типы тахометров отличаются по погрешности. У аналоговых она составляется около 500 об/мин. Для управления КПП, чтобы подстроить ее под режим мотора, такая погрешность негативных последствий не имеет. Цифровые же тахометры более точные, у них погрешность составляется 100-250 об/мин.

Также тахометры делятся на штатные (устанавливает сам производитель авто) и выносные, которые приобретаются отдельно и устанавливаются в машину. В первом случае тахометр – один из основных датчиков, расположенных на приборной панели. Что касается выносных, то их можно разместить в салоне в любом месте на передней панели.

Видео: Как подключить тахометр на инжектор ваз 2105

Отличия по способу подключения

Вот здесь разница между тахометрами сводится к особенностям подключения. Штатные тахометры обычно получают информацию от датчика, установленного возле коленчатого вала (у инжекторных авто для этого может использоваться датчик положения коленвала).

Выносной же тахометр может использовать для получения данных об оборотах коленчатого вала самые разные узлы и системы. Так, для работы такого тахометра могут использоваться система зажигания, генератор, ЭБУ.

В первом случае тахометр подключается к катушке зажигания и трамблеру, от них и берется импульс, который в дальнейшем будет преобразован в показания оборотов. Работа такого датчика достаточно проста. За один оборот коленчатого вала воспламенение смеси проходит в двух цилиндрах, то есть катушка за это действие подаст два импульса, необходимые для образования искрового разряда на свечах. Эти же два импульса и считываются тахометром. Поскольку импульсы берутся от катушки и трамблера, то такой тип тахометра подходит только для карбюраторных авто.

Для дизелей же оптимальным вариантом является тахометр, получающий импульсы с генератора. Для этого на многих генераторах, устанавливаемых на дизельные авто, имеется специальный вывод, к которому и подключается тахометр. А далее все то же самое, импульсы поступают на датчик, он их обрабатывает и в результате выводится информация об оборотах мотора.

Примечательно, что тахометры, предназначенные для подключения к генератору, оснащаются подстроечными потенциометрами, которыми регулируется его работа. И этому есть простое объяснение. Такой тип тахометров является универсальным и его можно смонтировать на любое авто. Но на разных моделях передаточное соотношение между шкивами генератора и коленчатого вала отличаются. Если проще, то на разных машинах скорость вращения ротора генератора отличается из-за разницы в диаметрах шкивов. Чтобы показания тахометра были корректными, при помощи потенциометров регулируют напряжение датчика, то есть выставляют показания оборотов коленчатого вала.

подключение тахометра через ЭБУ

Третий тип выносных тахометров подключается к ЭБУ. Этот вариант подходит для инжекторных авто. Там все просто, на ЭБУ имеется отдельный выход для подключения тахометра, от него он и берет импульсы, которые в свою очередь идут от датчика положения коленчатого вала.

Чем полезен тахометр?

Теперь по поводу пользы от этого датчика. Он позволяет своевременно менять передачу на КПП, а это сказывается на ресурсе силовой установки. То есть водитель, заметив, что обороты мотора достигают критической отметки (красной зоны) просто переходит на повышенную передачу или же убирает ногу с педали газа. В результате этих действий обороты снизятся, что не позволит мотору работать в условиях повышенных нагрузок.

Без этого датчика водителю приходится ориентироваться «на слух», что понижает вероятность своевременного перехода на требуемую передачу.

Оптимальный режим езды по тахометру для большинства легковых машин — это 2500-4000 оборотов в минуту.

При наличии тахометра значительно проще выставить холостые обороты мотора в соответствии с тех. документацией. К примеру, указывается, что на холостом ходу обороты должны быть в диапазоне 1800-2000 об/мин. С тахометром установить холостой ход не составит труда, поскольку визуально можно их проконтролировать. Некоторые другие виды регулировочных работ тоже легче сделать, если имеется тахометр.

Тахометр также просигнализирует о появлении проблем в работе систем силовой установки. Особенно это актуально для инжекторных машин. Они оснащены большим количеством датчиков, и поломка любого из них сразу сказывается на работе силовой установки. Обороты начинают «плавать», что хорошо заметно на тахометре. «На слух» же не всегда можно уловить «плавание» оборотов коленчатого вала и водитель далеко не сразу определит, что имеется неисправность.

Видео: Обзор цифрового тахометра Штурман 6

Особенности выбора

Напоследок о подборе тахометра для своего авто. Хорошо, если этот датчик является штатным, но некоторым водителям его наличия недостаточно. Да и на авто обычно устанавливаются аналоговые (информация из такого типа значительно легче для восприятия), но у них – большая погрешность. Поэтому нередко авто оснащаются дополнительным тахометром – цифровым.

Отправляясь на рынок, следует сразу определиться с типом (аналоговой, цифровой), способом подключения (необходимо учитывать особенности силовой установки), а также верхним порогом показания (какие максимальные обороты он может показать).

Если все это учесть, то этот информационный датчик без проблем можно будет подключить к авто и при этом его показания будут корректными.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки
© 2016 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Сайт размещается на хостинге Спринтхост