Трос ручного тормоза и его замена

Стояночный тормоз автомобиля является составляющей тормозной системы автомобиля. При этом она практически полностью независима от рабочей системы, за исключением использования механизмов, посредством которых осуществляется торможение авто.

ручной тормоз

Основное назначение стояночного тормоза – исключение возможного движения автомобиля во время постановки его на стоянку или парковку. Особенно это актуально, если авто поставлено на подъеме или спуске. Суть работы такого тормоза сводится к блокировке вращения колес путем воздействия на тормозные механизмы. При этом наличие ручного тормоза позволяет облегчить начало движения на подъем, осуществить аварийную остановку авто в случае отказа рабочей тормозной системы или же войти в контролируемый занос.

Самое большое распространение на легковых автомобилях получил механический ручной тормоз. Конструкция его достаточно проста, что сказывается на его надежности, при этом вполне эффективна. Хотя имеются и некоторые недостатки механического стояночного тормоза, но о них – ниже.

Конструкция и принцип действия ручного тормоза

Далее рассмотрим, конструкцию и принцип действия самого распространенного типа ручного тормоза – механического. Блокировка колес в нем выполняется за счет тросового привода, посредством которого водитель воздействует на тормозные механизмы. Далее мы будем рассматривать устройство стояночного тормоза, работающего с барабанными механизмами.

Устройство ручного тормоза

Конструкция тросового привода действительно очень проста и включает она в себя:

  • Рычаг с храповым механизмом;
  • Центральный, он же передний трос (может быть тяга);
  • Возвратная пружина;
  • Уравнитель (коромысло);
  • Задние тросы;
  • Рычаг привода колодок;
  • Распорная планка;

Чтобы понять, для чего нужен каждый элемент, вначале разберемся с принципом работы. Итак, чтобы блокировать колеса, водитель тянет вверх рычаг (ручник) установленный в салоне, тем самым натягивая передний трос или перемещая вперед тягу. Та в за собой тянет за собой задние тросы, наконечники которых соединены с рычагами стояночного тормоза, установленными внутри барабанного механизма. Эти рычаги при перемещении разжимают колодки и поджимают их к барабану, из-за этого колеса блокируются.

Видео: Ручной тормоз. Просто о простом

Чтобы снять авто со стояночного тормоза, водитель нажимает клавишу, установленную на ручнике, высвобождая фиксатор храпового механизма из паза и опускает вниз рычаг. При этом возвратная пружина возвращает тросы и рычаги тормозных механизмов в исходное положение – колеса разблокируются.

Зная принцип, можно понять, для чего каждая составляющая нужна:

  1. Ручник, установленный в салоне, передает усилие водителя на все остальные элементы привода, а храповой механизм удерживает рычаг в поднятом положении;
  2. Передний трос или рычаг первым принимает усилие;
  3. Возвратная пружина обеспечивает установку всего привода в исходное положение после высвобождения ручника с храпового механизма;
  4. Уравнитель соединяет в один узел передний трос или тягу с двумя задними тросами;
  5. Рычаг тормозного механизма, соединенный с задними тросами, при перемещении вокруг своей оси одной стороной толкает одну колодку, прижимая ее к барабану. При этом он воздействует на распорную планку, смещая ее, тем самым воздействуя на вторую колодку.

Эксплуатация

Теперь об особенностях эксплуатации ручного тормоза. Несмотря на то, что ручник установлен в салоне на приметном месте – между сиденьями, многие водители забывают снять авто со стояночного тормоза, пытаясь начать движение на ручнике, и у особо упорных это получается. Но при этом движение с разжатыми колодками приводит к сильному их износу, иногда достаточно пару раз проехаться с выжатым ручником, чтобы полностью стереть их. Для того чтобы этого не происходило, на приборной панели имеется контрольная лампа, которая загорается, если стояночный тормоз задействован.

Если ручником не пользоваться, возможно закисание или прикипание тросов к своей оплетке. Дело в том, что тросы проложены снаружи под авто. И хоть они проходят обычно в центральном тоннеле, а задние тросы – вдоль балки, что исключает их обрыв или механическое повреждение, но пыль и влага легко проникают внутрь оплетки в местах выхода тросов из нее.

Если не пользоваться ручником, со временем на металлической части оплетки и самом тросу появляется коррозия, что ничего хорошего не несет. Коррозия на тросике со временем приведет к перегниванию его нитей. В итоге он «распушиться», значительно затрудняя передвижение его внутри оплетки. Если стояночным тормозом не пользоваться, со временем привод выйдет из строя.

Видео: Как подтянуть (починить) ручник. ремонт ручного тормоза.

Негативным является и чрезмерное использование его. Частое дергание рычага приводит к растяжению тросов. В итоге, привод уже не сможет должным образом прижимать колодки к барабану – эффективность стояночного тормоза снизиться. И хоть конструкцией предусмотрена регулировка натяжения, но в конечном итоге трос может растянуться настолько, что даже регулировка уже не поможет.

Регулировка

тросик ручного тормоза

Тросики ручного тормоза

Регулировка натяжения тросика выполняется достаточно просто. Рассмотрим мы ее на примере автомобиля Daewoo Lanos. У этого автомобиля натяжение тросиков выполняется в салоне автомобиля, поскольку регулировочная гайка расположена возле ручника.

Чтобы до нее добраться достаточно вынуть с центрального декоративного кожуха, установленного между передними сиденьями пепельницу, расположенную в задней его части (со стороны заднего сиденья). Затем трубчатым ключом на 10 подкрутить гайку и проверить работоспособность стояночного тормоза.

У нормально отрегулированного ручника его поднятие должно сопровождаться 3-4 щелчками храпового механизма. После этого можно запустить двигатель и попробовать тронуться с места, лишь немного добавляя оборотов. Если начать движения не удалось, а мотор заглох – ручник держит отлично.

Замена

Видео: Не держится ручник. Рычаг ручного тормоза-ланос. Ремонт.

Замена тросов – тоже работа несложная, но выполняется она на смотровой яме. Чтобы заменить тросы на том же Daewoo Lanos, необходимо вначале снять натяжение с них, просто открутив почти до упора регулировочную гайку.

Чтобы заменить передний трос, потребуется полный демонтаж декоративного кожуха в салоне. Затем под автомобилем от уравнителя отсоединяются наконечники задних тросов. Остается только полностью открутить регулировочную гайку и аккуратно извлечь тросик. Затем из-под авто заводится новый и закрепляется на рычаге, после чего к нему подсоединяются задние тросы и выполняется регулировка.

Задние же элементы меняются чуть сложнее. Помимо отсоединения их от уравнителя, придется открутить три кронштейна его крепления и извлечь упорную втулку наконечника оплетки. После этого придется снимать тормозной барабан, чтобы снять наконечник троса с рычага. Затем остается только завести внутрь барабана новый трос, зацепить его за рычаг, закрепить в местах крепления кронштейнами и соединить с уравнителем. Остается только отрегулировать натяжение.

На других авто из-за некоторых различий в конструкции, замена и регулировка может выполняться несколько по-иному, но в целом все работы отличаются несильно.

Оцените статью:

Очень плохоПлохоНе оченьХорошоОтлично Без оценки Загрузка...

Поделитесь с друзьями:

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки
© 2017 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru