Увеличение мощности с помощью чип тюнинга двигателя

Двигатели современных автомобилей работают под управлением электроники. Практически все марки авто имеют ЭБУ — электронный блок управления, который контролирует основные параметры работы силового агрегата и подаёт необходимое для текущего режима количество топливной смеси, обеспечивая его оптимальную нагрузку. Основу электронного блока составляет микрочип — контроллер, в постоянной памяти которого записана (прошита) специальная микропрограмма, в соответствии с которой осуществляется автоматическое управление работой двигателя с учётом показаний контрольных датчиков и положения органов управления.

Чип тюнинг двигателя

Чип тюнинг двигателя способен существенно увеличить мощность двигателя

Что такое чип-тюнинг двигателя

Записанная в ПЗУ управляющая программа содержит калибровочные таблицы значений входных и выходных параметров работы силового агрегата для всех его режимов – пускового, переходного, форсированного, холостого, экономного, максимального (критического). Данные калибровки устанавливаются на заводе изготовителя для каждого двигателя индивидуально во время испытательных тестов.

Блок управления вырабатывает управляющие сигналы для исполнительных механизмов, обеспечивающих нормальную работу двигателя, вычисляя их значения на основе показаний контрольных датчиков и сигналов, поступающих от органов управления, и сверяя их с данными калибровочных таблиц. Внося корректировки во входные сигналы ЭБУ или в установленные на заводе калибровочные данные таблиц, можно изменять характеристики нужного режима работы двигателя, подбирая их более выгодными для конкретных условий эксплуатации. Такая доработка агрегата называется «чип тюнинг двигателя» или, как говорят в народе, «чиповка».

По сравнению с классическим тюнингом перенастройка чипа не требует внесения конструктивных изменений в силовом агрегате, замены каких-то деталей и узлов. Всё обеспечивается за счёт ресурсов самого двигателя. Корректируя прошивку ПЗУ (постоянная память контроллера), можно проводить настройку работы конкретного исполнительного механизма, который управляется электронным блоком. Силовые параметры работы двигателя определяются такими показателями, как момент возгорания топлива в цилиндре, продолжительность впрыска топливной смеси, концентрация горючей смеси, работа очистителей выхлопных газов. Изменяя эти данные, можно регулировать мощность двигателя, его настройку в режиме холостого хода, максимальную скорость вращения вала и другие показатели.

Как нужно делать чип тюнинг двигателя

как делать чип тюнинг

При наличие опыта в чип тюнинге нет ничего сложного. Производится диагностика двигателя, снимаются параметры блока управления, подготавливается программа и выполняется перепрограммирование контроллера электронного блока

Современный уровень развития электронного управления двигателем даёт возможность производить перепрограммирование контроллера без вскрытия электронного блока и изъятия микрочипа. Сегодня можно подключать специальные приборы настройки через диагностический разъём OBD-II и осуществлять дистанционную настройку режимов работы двигателя. Оборудование, совместимое с протоколом обмена данными ISO и SAE, может считывать с разъёма бортовой диагностики информацию о давлении топлива, значении угла опережения, скорости вращения вала, нагрузки на двигатель. Европейский и американский стандарты бортовой диагностики EOBD и OBD-II предусматривают шины обмена данными, имеющими 16-контактные стандартные порты с унифицированными позициями и общепринятыми кодами. На старых моделях иномарок могут встречаться нестандартные разъёмы. На них для диагностики неисправностей применяется специализированное программное обеспечение, работающее по протоколу, принятому в компании-производителе.

Для того чтобы правильно выполнить чип тюнинг двигателя, следует предварительно провести обновление программы данной марки автомобиля с учётом самых актуальных заводских настроек. Затем следует выполнить техническую диагностику работоспособности автомобиля, чтобы выявить возможные неисправности оборудования, влияющие на работу двигателя. Все неисправности должны быть устранены. Далее можно приступать непосредственно к тюнингу. В первую очередь нужно замерить существующие параметры работы двигателя. После этого следует скачать с ЭБУ управляющую программу с калибровочными данными. Используя компьютер со специальным программным обеспечением, производится изменение данных калибровочных таблиц.

Таким образом, выполняется перепрограммирование контроллера электронного блока. Каждая марка и класс авто имеет свою уникальную управляющую программу.

Почему нужно делать чип тюнинг двигателя

Результат чип тюнинга

Результат чип тюнинга

Конечной целью изменения управляющей программы является в большинстве случаев достижение большей мощности двигателя, которое может достигаться за счёт изменения крутящего момента, расхода топлива или режима очистки выхлопа. Человек физически ощущает мощность двигателя по той прижимающей к спинке сиденья силе, которая создаётся при нажатии на педаль акселератора. Однако на деле это проявление силы инерции, равной по величине силе тяги, развиваемой мотором. Сила тяги, в свою очередь, зависит от крутящего момента, приложенного к ведущим колёсам и коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием. А уже крутящий момент определяется силой давления поршней, т.е. мощностью двигателя, и коэффициентом передачи трансмиссии.

Таким образом, между крутящим моментом, ощущаемым водителем, и мощностью мотора существует определённая разница. Чем больше мощность силового агрегата, тем больший крутящий момент и большая скорость вращения колеса может им достигаться. Однако на высоких оборотах начинает снижаться качество продувки и заполнения горючей смесью рабочего объёма цилиндров. На практике большое значение имеет такое свойство двигателя, как эластичность. Под этим термином понимается способность агрегата максимально изменять величину крутящего момента одним нажатием педали газа без переключения ступени передач. Движки с высоким значением Ммах (максимальный крутящий момент) имеют больший его запас на высоких передачах и обладают большей эластичностью. Они позволяют легко выполнять обгон на подъёме на 4-й и 5-й передаче простым нажатием акселератора, не переходя на пониженную ступень. Этого можно добиться с помощью чип тюнинга двигателя.

Видео: Чип-тюнинг: вопросы и ответы

Повысить значение максимального крутящего момента можно регулировкой системы управления зажиганием и правильным подбором состава топливовоздушной смеси. Важно, чтобы она быстро и полностью сгорала в рабочей камере цилиндра. Это в большой степени зависит также от правильной и точной установки момента её воспламенения (зажигания). На величину устанавливаемого угла опережения зажигания влияют физико-химические свойства применяемого топлива (октановое число, скорость воспламенения и др). Так как возгорание топлива занимает определённое время, то искра в свече должна появляться несколько ранее, чтобы полное воспламенение горючей смеси произошло точно в тот момент, когда поршень достигает в цилиндре своего наивысшего положения и обеспечивает максимальное сжатие газа. Раннее воспламенение приводит к детонации и выходу из строя двигателя, а позднее воспламенение грозит потерей его эффективности и мощности. В зависимости от режима работы двигателя концентрация горючей смеси постоянно меняется, поэтому для достижения максимального кпд момент зажигания должен также своевременно корректироваться, особенно во время быстрого ускорения машины.

Эта функция выполняется электронным блоком, контроллер которого автоматически производит необходимые вычисления по показаниям датчиков и записанным в памяти калибровочным данным по каждому режиму и управляет подачей топлива и его зажиганием. Но записанные на заводе табличные данные могут не соответствовать оптимальным значениям. Причина кроется в том, что производитель, выпускающий автомобиль массового потребления вынужден ориентироваться на усреднённого потребителя в определённом регионе. Он не может учесть такие факторы, как:

  • стиль вождения конкретного водителя;
  • особые климатические условия региона эксплуатации (тропические жара и песок или сильные морозы и влажность Заполярья);
  • качество применяемого местного топлива;
  • различные требования по экологической чистоте машин;
  • экономические и таможенные ограничения по мощности двигателя.

Разрешённый производителями чип-тюнинг возможен только на тех двигателях, где это предусмотрено и которые оборудованы соответствующими разъёмами. Они позволяют в нужный момент вернуться к установленным ранее заводским настройкам.

Основные направления чип тюнинга двигателя

  • Оптимизация системы зажигания – настройка угла опережения в различных режимах для местных условий эксплуатации и топлива;
  • Оптимизация системы впрыска топлива – корректировка необходимого количества подаваемого топлива в различных режимах в зависимости от целей модификации (увеличение мощности, повышения экономичности, очищения выхлопа);
  • Оптимизация системы наддува – настройка турбонасоса, обеспечивающего турбонаддув, для получения улучшенных тяговых характеристик.

Программному тюнингу подлежат как бензиновые, так и дизельные агрегаты, имеющие ЭБУ. Однако более эффективно выполнять чип тюнинг двигателя на агрегатах с турбонаддувом. Коррекция давления насоса, совмещённая с регулировкой зажигания и настройкой впрыска, может дать прирост мощности в 1,3 и более раз. Перепрограммирование чипа простых нетурбированных двигателей может увеличить его мощность в определённых режимах на 8-15%.

Результат успешной «чиповки» проявляется следующим образом:

  1. повышается отзывчивость двигателя на перемещение педали акселератора;
  2. улучшается управление двигателем при движении на подъём и при обгоне попутной машины;
  3. выравниваются провалы в графике изменения мощности.

Видео: Чип тюнинг. Опасносности колхозного «чипа».

К отрицательным сторонам такой модернизации двигателя следует отнести:

  1. сокращение ресурса двигателя при работе на нерасчётных режимах;
  2. большой расход топлива при управлении агрессивным или неопытным водителем.

Особенности чип тюнинга дизельных двигателей

Чип-тюнинг двигателя, работающего на дизельном топливе, даёт значительный эффект в отношении повышения его экономичности. Это возможно за счёт того, что в дизельных агрегатах высокие значения крутящего момента достигаются уже на сравнительно малых оборотах. При этом ощутимо улучшаются и динамические характеристики мотора. Особенно заметны результаты модернизации дизельного мотора в условиях городского интенсивного движения, когда приходится часто переходить из одного режима работы в другой, совершать быстрые ускорения и манёвры. Также улучшается управление автомобилем, когда он имеет полную загрузку. Основным преимуществом чип тюнинга по сравнению с другими видами модернизации двигателя является его дешевизна. Он требует гораздо меньше затрат финансовых, материальных средств и сил, чем переделка и замена отдельных узлов и агрегатов мотора.

Оцените статью:

Статья ни о чемТак себе статьяМало информацииХорошая статьяОтличная статья Без оценки Загрузка...

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки
© 2017 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru