Почему педаль тормоза проваливается в пол при нажатии?

Педаль провалилась при попытке затормозить — чрезвычайно неприятное чувство неуверенности, а то и страха. Главное не впасть в панику. Следует замедлить ход машины. Кроме основной тормозной системы у водителя в запасе тяговый агрегат и ручник. Действия будут правильные, если понимать работу системы но лучше такой ситуации не допускать.

педаль тормоза автомобиля

Устройство жидкостной двухконтурной системы

Двухконтурная жидкостная система торможения наиболее популярна на легковых автомобилях. Ее работу мы и рассматриваем в этой статье.

Система предназначена для замедления вращения колес, вплоть до полной остановки автомобиля. Действие тормозов приводит к возникновению тормозящих сил в месте контакта колеса с дорогой. Они направлены в сторону противоположную движения транспорта.

Основные компоненты устройства

  1. Бачок тормозной жидкости.
  2. Главный тормозной цилиндр (ГТЦ).
  3. Трубопроводы переднего и заднего контуров.
  4. Рабочие цилиндры передних и задних тормозов (РТЦ).
  5. Суппорты передних и задних колес.
  6. Передние и задние тормозные колодки, диски и барабаны.
  7. Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ).
  8. Регулятор давления.

из чего состоит тормозная система авто

Принцип действия гидравлических тормозов

Тормозная жидкость (ТЖ) заливается в прозрачный расходный бачок, имеющий отметки MIN и MAX. Аварийное падение уровня контролируется  датчиком-поплавком и при критическом падении уровня он замыкает контакт, и на табло приборов загорается аварийная лампочка.

ТЖ из бачка заполняет весь объем гидропривода. Находящийся в ней воздух вытесняется наружу через специальные прокачки. Они расположены на тормозных цилиндрах — конечных точках системы.

Торможение происходит при нажатии и усиливается вакуумным усилителем тормозов (ВУТ). Поршни главного тормозного цилиндра (ГТЦ) вытесняют несжимаемую жидкость. Последняя, в свою очередь, воздействует на поршни рабочих цилиндров. Они, как и поршни ГТЦ, уплотнены резиновыми манжетами.

Перемещаясь под давлением, поршни прижимают колодки к дискам и барабанам. Происходит затормаживание колес.

Несжимаемость тормозной жидкости обеспечивает малое время срабатывания, корректное распределение тормозного усилия по колесам. Одним из основных недостатков простой и надежной системы является ее выход из строя при локальной неисправности гидропривода. Например, если заклинила одна из колодок, то именно это колесо будет постоянно притормаживать. Но если разгерметизировался трубопровод отдельного колеса, снизится эффективность торможения всех колес, вплоть до полного отказа всех тормозов.

Почему тормоза проваливаются

Глобальных гидравлических причин провала педали две:

  1. Наличие воздуха в полостях системы.
  2. Утечка тормозной жидкости.

В том и другом случае происходит снижение эффективности торможения. Конкретизируем причины.

Попадание воздуха в контур

прокачка тормозной системы

При завоздушивании системы образуются воздушные пробки. При нажатии на педаль энергия перемещения поршней ГТЦ расходуется на сжатие воздуха. Для этого нужно небольшое усилие, и нога легко уходит вперед. Колодки слабо воздействуют на диск. Второй, третий качки могут несколько повысить усилие, но эксплуатировать автомобиль в таком состоянии нельзя. Необходимо до конца прокачать полости.

Неисправность обычно возникает в следующих случаях:

  1. Проведен качественный ремонт, однако тормоза провалились и после прокачки, значит система прокачана недостаточно и следует повторить операцию. Особое внимание нужно уделить прокачке того колеса, на котором вскрывались гидравлические компоненты. Прокачку системы необходимо выполнять, используя руководство завода изготовителя, так как инструкции различаются в зависимости от автомобиля.
  2. Упал уровень жидкости и в ГТЦ попал воздух. Возможно, что датчик вышел из строя и водитель не уследил за уменьшением количества жидкости. Причиной естественного снижения уровня является износ колодок. По мере выработки последних поршни в рабочих цилиндрах (РТЦ) все больше выдвигаются, жидкость уходит в полости цилиндров. Если поставить новые колодки уровень снова поднимется. Именно поэтому при замене колодок открывают капот, следят за тормозной жидкостью, а иногда и откачивают ее шприцом, чтобы она не полилась через заливную горловину.
  3. И еще о колодках. Педаль тормоза проваливается после замены колодок, при первом нажатии. Непосредственно после замены колодки стоят с зазором по отношению к диску, барабану. Поэтому несколько раз нажмите на педаль. Она сначала будет мягкой, но усилие нормализуется, когда детали займут свои места. Торможение станет еще эффективнее после приработки колодок к дискам. Считается, что на притирку требуется 200-400 км.
  4. Из-за утечки наружу. Езда с «незначительным», по мнению водителя, подтеканием приводит к прониканию воздуха и проблема превращается в комплексную.

Жидкость требует замены в соответствии с регламентом, а также при потемнении, помутнении, изменении запаха и т.д. Ее состав постепенно меняется, в частности добавляется конденсат. Вода, в свою очередь, вызывает коррозию. Механические загрязнения остаются и попадают на сопряженные трущиеся поверхности. Результатом являются ускоренный износ, засорение трубопровода.

Перегрев тормозной жидкости

загорелись тормоза

Если тормозная жидкость регулярно перегревается она может менять химический состав. ТЖ вбирает в себя воду из атмосферы, и точка кипения снижается. Если тормоза перегреты, ТЖ может закипеть. Образуются пузыри, и выжим становится мягким, как и при завоздушивании. Причиной перегрева может стать экстремальное вождение, постоянное торможение на горных спусках, заклинивание деталей суппорта. Способствует перегреву и температура атмосферного воздуха. Для эксплуатации автомобиля в подобных режимах устанавливают вентилируемые диски, а также применяют специальные ТЖ с высокой точкой кипения. Многие жидкости не допускают смешивания. Изменение химического состава может не только изменить температуру кипения, но и разрушить резиновые уплотнения.

Износ деталей гидропривода

Износ деталей — явление неизбежное. В первую очередь требуют замены уплотнения. Внутренние поверхности цилиндров тоже нередко имеют надиры. Новая манжета в таком цилиндре скоро придет в негодность. Цилиндр требует замены в сборе.

В ГТЦ из-за неплотности случается перетекание жидкости в другую полость внутри узла. Уровень при этом остается нормальным, но выжим становится «ватным».

Трубопроводы

Внимания требует состояние трубок, шлангов. Разрыв может произойти мгновенно, и педаль тормоза проваливается в пол при нажатии.

При появлении коррозии, трещин, других дефектов запчасти необходимо заменять, поставить новые уплотнения.

Суппорт

Дефектный, плохо закрепленный тормозной суппорт — тоже причина увеличения хода педали. При замене колодок необходимо контролировать его соосность, подвижность направляющих пальцев. Последние требуют чистки, смазки. Тщательно очищать нужно посадочные пазы колодок.

Редко, но в цилиндрах случаются трещины — скорее всего это бракованная деталь.

Проваливается педаль тормоза, если блок абс неисправен.

На изменение хода педали влияет настройка зазора в системе механического привода между педалью и штоком главного тормозного цилиндра.

Видео: ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ПРОВАЛИВАЕТСЯ ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА? ЗАМЕНА ВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ ТОРМОЗОВ.

Нюанс с вакуумным усилителем

Начинающие водители отмечают, что педаль тормоза проваливается при работающем двигателе, а при заглушенном делается тугой. Так оно и должно быть. При запуске мотора ВУТ включается в работу, помогает водителю, поэтому выжим и становится легче.

В заключении хочется сказать, что стресса на дороге вполне можно избежать, если уделять системе должное внимание, применять качественные запчасти, вовремя проходить ТО у хороших мастеров.

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2024 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector