Почему мотор глохнет на холостых оборотах?

Работа двигателя без нагрузки не является щадящим режимом. Напротив, это режим неблагоприятный, если не сказать пагубный. О злоупотреблении им написано много, и причины остановки мотора начнем рассматривать с карбюраторного ДВС.

заглох автомобиль

Карбюраторный двигатель

При работе на холостом ходу (х/х), топливо поступает в цилиндры только через систему холостого хода. Подача смеси небольшая, да и по составу она максимально обеднена. Винт качества вкручивают максимально, до начала неравномерной работы, только чтобы мотор не остановился. Поэтому, если происходит ухудшение работы одной из систем, бензина не хватает, и на холостых оборотах двигатель глохнет.

Если  на других режимах мотор работает равномерно и выдает мощность, можно просто подправить регулировку х/х.

принцип работы карбюратора

Такая необходимость возникает по следующим причинам:

  1. На воздушных и топливных жиклерах наросли смолистые отложения.
  2. Выходное отверстие, подающее топливо в задроссельное пространство частично закоксовалось.
  3. Засорилась игла винта качества.
  4. Винт качества самопроизвольно раскрутился. Причиной смещения запорного элемента является вибрация.

Однако, если мотор глохнет на холостых, поверхностной регулировки обычно не хватает, и карбюратор подлежит очистке.

Топливная игла изготавливается так, чтобы она вращалась в резьбе с сопротивлением, что предупреждает от отворачивания. С той же целью на ней устанавливается резиновое кольцо. Если резьба износилась, игла шатается, и холостой ход плавает, деталь нужно менять.

Более совершенные карбюраторы имеют электромагнитный клапан холостого хода (ЭПХХ). В целях экономии он перекрывает подачу бензина через каналы х/х на других режимах. Он также предотвращает калильное воспламенение после выключения зажигания. Клапан может быть засорен или иметь электрическую неисправность, в частности, разрыв цепи. При отсутствии напряжения поступление бензина перекрыто, поэтому при переходе на холостой ход двигатель глохнет резко.

Другие неисправности

Холостой ход, как наиболее неустойчивый режим работы мотора, чаще, (но не всегда) первым откликается на дефекты систем. Возможны следующие причины остановки двигателя:

  • засорение воздушного фильтра приводит к обогащению горючей смеси, нестабильности оборотов, закоксовке свечей, пропуску вспышек;
  • подсос воздуха случается из-за ослабления крепления карбюратора к впускному коллектору. Происходит обеднение рабочей смеси;
  • некачественный бензин;
  • попадание в камеры сгорания (КС) моторного масла, охлаждающей жидкости (ОЖ). Масло проникает в КС через неисправные маслосъемные колпачки, изношенную ЦПГ, вентиляцию картера. ОЖ наиболее часто попадает в цилиндры через пробитую прокладку головки блока;
  • неисправности системы зажигания;
  • неправильная установка угла опережения зажигания;
  • нарушение взаимного расположения коленчатого и распределительного валов (перескочил ремень газораспределения). Ситуация опасна и грозит большим ремонтом мотора;
  • закоксовка двигателя объясняется, как правило, несвоевременным проведением ТО, езде на бензине низкого качества. Обрастание деталей вредоносными отложениями вызывает комплексные неисправности, среди которых и засорение системы х/х, и залив электродов свечей, и пр.

Нехватке топлива способствуют также: засоренный фильтр, засоренная вентиляция топливного бака, неисправный бензонасос. Однако, эти неисправности в первую очередь проявляются на мощностных режимах. Только через некоторое время ДВС останавливается и на холостом ходу.

Исследуя неисправный мотор, необходимо выяснить, работает ли он нестабильно, либо неисправен один из цилиндров. На старинных моторах это делается путем отсоединения высоковольтного провода от свечи. Для этого необходимо использовать изолированные плоскогубцы. Если при размыкании контакта работа агрегата не изменяется, значит цилиндр неисправен. О многом расскажет свечной нагар. Нормальный цвет электрода — светло-коричневый. Белый говорит о бедной смеси или наличии ОЖ. Черные, сухие хлопья — богатая смесь. Черная масса говорит о попадании смазки.

Карбюраторные двигатели — это довольно капризные машины, требующие частого вмешательства. Преимущества их состоит в доступности самостоятельной диагностики и ремонта. Многие водители имеют про запас: комплекты свечей и проводов, ЭПХХ, воздушный и топливный фильтры, контактную группу трамблера и другие запчасти.

Инжекторный двигатель

Инжекторный мотор гораздо надежнее, да и холостой ход его стабильнее, и частых вмешательств он не требует. Да и возможностей самостоятельного ремонта меньше. Меньше и регулировок. Топливоподачей, моментом зажигания и другими параметрами управляет электронный блок управления (ЭБУ), получающий сигналы от датчиков. А на упаковке регулятора холостого хода (РХХ) встречается надпись о том, что регулировки он не требует.

Причины нестабильности часто кроются в неисправности датчиков, нарушении электроконтактов и засорении систем. Как и в случае с карбюраторным мотором, требуется правильная установка меток валов, недопустима закоксовка двигателя, необходим качественный бензин.

Распространенные причины, влияющие на качество х/х следующие:

принцип работы рхх

  1. Неисправен РХХ. Узел включает в себя запорный клапан, управляемый шаговым электромотором. Его клинит из-за засорения, в таком случае достаточно промывки, но может понадобиться и замена.
  2. Дроссельная заслонка также занимает неправильное положение вследствие загрязнения.
  3. Подсос воздуха на всасывающем тракте обедняет топливо. Найти неплотность можно при помощи дымогенератора. Прибор многие изготавливают своими руками. Дым подается во впускной коллектор и выходит через щель. Воздух также проникает через клапан EGR, вакуумный усилитель тормозов.
  4. Неисправность датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
  5. Обилие картерных газов во впускном коллекторе обогащает смесь, вызывая плавание оборотов.
  6. Неисправный датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) дает ЭБУ неверные сведения, в результате чего падают обороты на холостом ходу вплоть до остановки.
  7. Разрушение, закупорка катализатора тоже приводит к остановке ДВС.

Серьезную диагностику, ремонт и промывку форсунок выполняют на СТО, имеющем соответствующее оборудование.

Дизельный двигатель

забитый топливный фильтр дизельного мотора

Дизель имеет очень стабильный, уверенный холостой режим. Но и у него есть характерные недостатки:

  1. Попадание воздуха в топливную систему. Завоздушивание происходит в различных местах, причем топливо может не выделяться через неплотность, а воздух при этом незаметно поступает в систему. На корпусах фильтров, на топливных насосах высокого давления (ТНВД) есть специальные болты для стравливания воздуха. Однако, если причина не устранена, вскоре после прокачки, система завоздушится вновь. Дизельная топливная система более критична к попаданию воздуха в топливо, чем бензиновая, и ее нужно монтировать предельно качественно, тщательно очищая посадочные места и меняя уплотнения на новые.
  2. Засорение фильтра может произойти внезапно, если зимой в бак залито летнее топливо. Парафин, выделяющийся на морозе, перекрывает поры фильтра и другие узкие участки системы. Мотор заводится, но проработав недолго глохнет. Иногда обходятся сменой солярки и фильтров, но бывает, что в профилактике нуждаются все компоненты от бака до форсунок включительно.
  3. На современных дизельных системах топливоподачи нарушения холостого хода происходят из-за неисправности датчиков, либо объективной информации, которую они подают на ЭБУ. Так двигатель может глохнуть при большом растяжении цепи.
  4. Также ЭБУ не даст добро на подачу топлива, если давление в рампе будет низкое. А причины этому разные: засорение фильтра, износ ТНВД, низкие пусковые обороты, неисправность форсунки. Последняя перепускает топливо на слив, что препятствует созданию необходимого давления.
  5. Неисправный катализатор перекрывает выхлопной тракт.

Из практики можно сказать, что дизельный двигатель редко не держит холостые обороты, при нормальной работе на мощностных режимах. Обычно он или вовсе не запускается, или не выдает мощности.

Из всего сказанного видно, что причины остановки ДВС на х/х могут быть самыми разными. Одни требуют лишь незначительных настроек, а другие предвещают серьезный ремонт.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2024 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector