Почему возникает и к чему ведет масляное голодание ДВС

Масляное голодание приводит к повышенному трению между подвижными деталями двигателя. Характер трущихся пар в каждой из зон двигателя предполагает характерные причины и последствия недостатка смазывающего материала. В статье мы рассмотрим, как определить масляное голодание двигателя, как проверить фактическое давление масла, а также избежать негативных последствий повышенного трения между поршневыми кольцами и цилиндром, вкладышами и коленчатым валом, шейками распределительного вала и его постелью.

механик заливает масло в мотор

Функции масляной пленки

Масляное голодание – процесс взаимодействия деталей, при котором нарушается оптимальная толщина масляной пленки в пятне контакта трущихся пар. При этом возникающая сила трения приводит к резкому повышению температуры в пятне контакта и появлению задиров. Высокая механическая нагрузка может привести к разрушению деталей, а в отдельных случаях из-за температурного воздействия элементы привариваются в пятне контакта.

Функции масляной пленки:

  1. Смазывающая. Стабильная масляная пленка практически исключает прямой контакт между трущимися парами, что уменьшает их износ. Для достижения минимального трения между деталями двигателя важна гидродинамическая смазка, вызываемая вращением, и гидростатическое смачивание, амортизирующее ударные нагрузки;
  2. Охлаждающая. Поддающийся к трущимся деталям смазывающий материал постоянно заменяется, что позволяет отводить большую часть возникающего в процессе трения тепла. Поддержание температурного баланса важно для сохранения допустимого коэффициента температурного расширения деталей.

Причины масляного голодания

последствия нехватки масла в двигателе
Масляное голодание мотора стоит отличать от зонального срыва масляной пленки между определенными парами трения. Общий недостаток смазывающего материала возникает либо вследствие недостаточного давления в системе смазки, либо по причине снижения перекачиваемого объема масла. Срыв масляной пленкой возникает по большей мере из-за ударных нагрузок на пары трения, снижения смазывающей способности моторного масла либо неправильного зазора между парами трения.

Причины нехватки масла в моторе:

  1. Недостаточный уровень масла в двигателе. Проверить уровень масла в двигателе можно при помощи щупа, который вставляется в блок двигателя. Если таковой не предусмотрен конструкцией двигателя, уровень измеряется установленным в поддоне датчиком. Оцифрованные показания датчика доступны для просмотра в меню бортового компьютера.
  2. Снижение производительности масляного насоса. Из-за внутренней выработки насосная секция не в состоянии обеспечить необходимое давление в системе смазки;
  3. Чрезмерная утечка масла через зазоры между трущимися элементами, редукционный клапан либо технологические отверстия в блоке двигателя, ГБЦ. На автомобилях с двухсекционным насосом нехватка моторного масла случается при неисправности системы управления клапаном регулирования давления;
  4. Засорение или перекрытие отдельных каналов циркуляции моторного масла, недостаточное сечение заборной полости маслоприемника, неплотное прилегание трубки маслоприемника к блоку двигателя;
  5. Поломка привода шестерни масляного насоса.

Признаки недостаточного давления

Зачастую с понятием масляного голодания владельцы сталкиваются когда на щитке приборов загорается контрольная лампа низкого давления в системе смазки. Засветиться индикатор может как по причине нехватки масла, так и из-за неисправности датчика давления, проводки либо индикации щитка приборов.

В первую очередь признаком масляного голодании является повышенная шумность при работе двигателя. Посторонние звуки возникают вследствие повышенного трения. На авто с цепным приводом ГРМ масляное голодание провоцирует характерный лязгающий звук ослабшей цепи, так как при недостаточном давлении гидронатяжитель не в состоянии обеспечить должное натяжение цепи.

Наиболее верный способ определения причины засвечивания «масленки» красного цвета – замер фактического давления в системе смазки с помощью механического манометра. В случае хлопотности этого метода по причине неудобного расположения датчика давления (ДД) или отсутствия оборудования, часто целесообразней начинать с проверки электроцепи  и замены датчика.

Неисправности системы смазки двигателя

Простейшая система смазки состоит из маслозаборника, масляного насоса, редукционного клапана, масляного фильтра и датчика давления. Современные системы нередко оборудуются запорным клапаном, предотвращающим стекание масла из блока цилиндров на заглушенном двигателе, форсунками для дополнительного охлаждения поршней, масляным радиатором. Последний отводит тепло за счет обдува корпуса наружным воздухом либо посредством теплообмена с антифризом, который циркулирует через теплообменник.

схема устройства масляной системы двигателя
Несмотря на тип устройства масляного насоса, наиболее частая неисправность узла – выработка корпуса, деталей всасывающей и нагнетающей секций. Возникающий зазор приводит к недостаточному разряжения в полости всасывания и утечкам масла в нагнетающей полости, что приводит к масляному голоданию двигателя. Куда разнообразней причины нехватки смазки по вине регулируемого маслонасоса.

устройство масляного насоса авто

Выше продемонстрировано устройство механического масляного насоса, производительность которого зависит от оборотов коленчатого вала. Конструкция регулировки довольно надежная, поэтому редко становится причиной масляного голодания.

На фото ниже представлен двухрежимный масляный насос, управляемый клапаном регулировки давления. Сигнал на клапан подается ECU (Engine Control Module). Движение клапана перераспределяет поток масла к управляющим поверхностями, что позволяет гибко регулировать давление масла во всех режимах работы двигателя. Несмотря на приемлемую надежность, можно выделить наиболее вероятные неисправности:

  • обрыв, внутреннее замыкание обмотки электромагнита;
  • негерметичность корпуса, приводящая к попаданию масла к электромагниту;
  • задиры на рабочей поверхности подвижных деталей клапана;
  • неисправность электропроводки, неадекватное управление клапаном вследствие выхода из строя ECU.

устройство клапана регулирования давления масла

Локальный срыв масляной пленки

Помимо общего голодания, возникающего вследствие неисправности насоса или снижения уровня масла в поддоне, стоит упомянуть о возможных локальных проблемах даже на авто с исправной системой смазки. Наиболее часто распространен срыв масляной пленки в пятне контакта поршневых колец со стенками цилиндра, шейками коленчатого вала и шатунными вкладышами.

В первом случае задиры возникают либо вследствие износа деталей цилиндропоршневой группы, либо из-за увеличенной порции впрыскиваемого в цилиндры топлива. Переливающие форсунки смывают масляную пленку со стенок цилиндров, провоцируя задиры на поршнях и цилиндрах.

В случае с коленчатым валом и его вкладышами чаще всего срыв масляной пленки происходит из-за чрезмерного давления в камере сгорания до момента преодоления поршнем ВМТ. Причина неисправности в рассинхронизации фаз ГРМ, слишком раннем зажигании или впрыске топлива, если речь идет о дизельном ДВС.

Наиболее опасно для двигателя детонационное сгорание топлива. В случае детонации разрушается масляная пленка на цилиндрах и оказывается разрушительное механическое воздействие на все детали ЦПГ.

Влияние моторного масла на толщину масляной пленки

Понятие оптимальной масляной пленки для каждого двигателя и даже отдельной его узловой части индивидуально. Ее толщина зависит от нагрузки на элементы, температурного режима и материала, из которого изготавливаются детали двигателя. Поэтому каждый мотор проектируется под определенный вид моторного масла. Для удобства пользователей производители ориентируются на общепринятые мировые стандарты классификации моторных масел. Наиболее известные классификации масел:

  • SAE. Разработана Американским обществом автомобильных инженеров. Показывает температурно-вязкостные свойства смазывающих материалов;
  • API. Классификация разработана специалистами Американского института нефти. Демонстрирует сравнительную характеристику эксплуатационных свойств масла (антиокислительные, антикоррозионные, смазывающие свойства и т.п.);
  • ACEA. Разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей. Распределение смазывающих материалов по классам отображает наиболее важные эксплуатационные характеристики масел.

Чтобы предотвратить причины и последствия масляного голодания, следует использовать смазочные материалы с соответствующими допусками, контролировать подлинность покупаемой продукции, соблюдать, а иногда и сокращать рекомендуемые производителем интервалы сервисного обслуживания. Также  регулярно проверять уровень даже в том случае, если ранее в доливке масла не было необходимости.

Видео: Масляное голодание на высоких оборотах двигателя

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2024 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector