Почему появился черный нагар на свечах зажигания?

Кроме того, что свечи воспламеняют топливо-воздушную смесь в цилиндрах двигателя, они еще являются превосходным инструментом диагностики. В наши дни в распоряжении автомехаников имеется много оборудования. Однако, картина будет неполной, если не взглянуть на отложения на свечах зажигания со знанием дела.

свечи зажигания с черным нагаром

Когда проводить осмотр

Холодная машина заводится на обогащенном топливе. Температура в камере сгорания невысокая, бензин не сгорает полностью, оставляя сажевый налет на всех поверхностях камеры сгорания. Осматривать электроды в этот момент — неверное решение.

Диагностику проводят после продолжительной работы двигателя в оптимальном режиме. То есть нужно проехать равномерно несколько километров со средними оборотами. Можно взять за ориентир обороты максимального крутящего момента. При этом температура достигнет таких значений, что сажа выгорает, а поток воздуха при продувке цилиндров уносит ее остатки в выхлопной тракт.

При нормальном нагарообразование на свечах мы видим сухие электроды светло-коричневого, в крайнем случае светло-серого цвета.

Разновидности черного нагара

Если не считать нормального светло-коричневого цвета электродов, то наиболее часто запальные элементы покрывается черными отложениями несгоревшего углерода. Они различаются по своей структуре, оттенкам, расположению.

Сухой пористый нагар — признак обогащенной смеси. Он имеет шероховатую структуру и матовый оттенок. Бархатистый налет непрочен. Он образовался недавно.

Влажный нагар с запахом бензина также признак большого количества топлива.

Плотная консистенция свидетельствует о длительной эксплуатации с избытком бензина.

Глянцевый, яркий цвет, плотная, маслянистая структура говорит о большом содержании масла.

Расположение копоти с одной стороны характеризует направление движения углеродных отложений (например, со стороны клапана).

Внешний вид отложений на электродах и резьбовой части не дает четкого ответа о неисправности. Он является лишь составляющей диагностики, наряду с рабочими показателями, результатами измерений.

Причины появления черных отложений

Для того чтобы привести двигатель в порядок нужно знать конкретные причины избытка бензина и моторного масла в камере сгорания.

Нагар в здоровом двигателе не накапливается, а находится в динамическом равновесии. Это значит, что по мере нарастания он сгорает, или отваливается, оседая на дне поддона. Для того чтобы он вовремя сгорал, электроды, резьбовая часть должны раскаляться до определенной температуры. Она характеризуется калильным числом. Свечи с большим калильным числом нагреваются меньше и называются «холодными». Меньшему калильному числу соответствует высокая температура нагрева «горячей» свечи.  Для моделей машин производитель прописывает допустимые характеристики компонентов системы зажигания. Владелец выбирает подходящий вариант из предложенного ряда. Он ориентируется на условия эксплуатации. Так, для движения зимой в городских пробках подходит горячая свеча. Другая крайность — максимально холодная подойдет для движения в жару по трассе, с большой скоростью.

Горячие хороши при малых нагрузках, но на высоких температурах они становятся причиной калильного зажигания. Это явление приводит не только к потере мощности, но и к серьезным поломкам двигателя.

Калильное число необходимо иметь в виду при диагностике.

Карбюраторный двигатель

Причины недогорания бензина:

  1. Засорение воздушного фильтра.
  2. Мощность искры теряется при неисправности одного из компонентов в цепи зажигания (катушка, трамблер, высоковольтные провода и т. д.).
  3. Позднее зажигание.
  4. Низкая компрессия.
  5. Некачественный бензин.
  6. Обогащенная смесь. Она возникает при:
  • неисправности, нарушении регулировки карбюратора;
  • повышенном давлении топлива, создаваемым топливоподкачивающим насосом;
  • слабой искре.

Нужно отметить, что система холостого хода карбюраторов не отличается стабильностью настроек. Изношенный винт качества норовит выкрутиться от вибрации и добавить в смесь горючего.

Случается, что воздушная заслонка остается прикрытой из-за плохо закрепленного привода.

По этим причинам электроды может неожиданно забросать гарью.

Инжектор

  1. Неисправность ЭБУ.
  2. Применение катализатора свойственно инжекторным двигателям. Его закупорка приводит к увеличению сопротивления на выпуске, плохой вентиляции камеры сгорания, забросу в нее отработавших газов. В результате содержание кислорода в смеси сокращается, и на электродах осаждается сажа. Образовавшаяся сажа еще больше забивает катализатор. Это может привести к выходу из строя и даже серьезной поломке мотора.
  3. Форсунка переливает, в том числе остается постоянно приоткрытой. В последнем случае топливо, находящееся под давлением в рампе, поступает в цилиндр даже при выключенном зажигании.
  4. Засорение воздушного фильтра.
  5. Повышенное давление бензина в рампе. Возможно, неисправен регулятор давления.
  6. Неисправности в цепи зажигания.
  7. Бензин не соответствует заводским требованиям.
  8. Некорректная работа датчиков. Среди них:

Получая неправильные данные от датчиков, электронный блок управления (ЭБУ) принимает неправильные решения. В частности, он может обогатить смесь и установить более позднее зажигание.

Катализатор разрушается, и твердые керамические частицы попадают в цилиндр через выпускной клапан и наносят ущерб ЦПГ.

Масляный глянец

масло на свече зажигания

В карбюраторных и инжекторных машинах попадание масла в камеру сгорания происходит через изношенную цилиндро-поршневую группу, маслосъемные колпачки, или неисправную вентиляцию картера.

При одностороннем расположении нагара можно предположить, откуда происходит попадание смазки, сажи:

  1. Со стороны клапана. Он прогорел, или неисправен маслосъемный колпачок.
  2. Со стороны поршня. Кольца залегли и остановились в одном положении. Из-за детонации сломались межкольцевые перемычки поршня. В этих случаях масло поступает со стороны дефекта.

Черный нагар на свечах зажигания  в одном или нескольких цилиндрах

Если копоть обнаружена не на всех свечах зажигания — это упрощает диагностику. Значит, из перечня неисправностей можно исключить те, которые относятся ко всему двигателю. Так, если на четырехцилиндровом карбюраторном моторе закопчена одна свечка, воздушный фильтр явно не при чем. Версия плохого бензина тоже отпадает. Трудно обвинять позднее зажигание и карбюратор. То же можно сказать о единственной катушке зажигания и центральном проводе.  А вот на инжекторном ДВС одна из форсунок может быть негерметичной и катушка для каждого цилиндра своя.

Что делать при появлении черного налета на свечах, как избавиться от копоти

При обнаружении сажи в первую очередь нужно убедиться, что установленные запальные элементы соответствуют заводским нормативам. Если нет, их нужно заменить, установить зазор.

Затем, повторить эксперимент — проверить свечи после пробной поездки, и продолжить диагностику если результат повторился.

Смахнуть сажу, за неимением лучшего, можно корщеткой. Перед очисткой деталь следует высушить, а перед установкой проверить зазор. Однако, гораздо эффективнее прокалить свечу на открытом пламени. При этом нагар сгорает. В домашних условиях подойдет конфорка газовой плиты. Закопченные свечи также замачивают в керосине, пользуются и домашними санитарными средствами.

Изучение характера нагара было и остается эффективным средством диагностики двигателей. Оно помогает выстраивать рабочие версии, подтверждать и опровергать диагноз,  является живым и наглядным показателем работы ДВС.

Нужно ли идеально избавляться от нагара

Если вы не удалили сажу до конца — она выгорит при номинальной нагрузке двигателя.

Если присутствует неисправность (например переливают форсунки) — идеально очищенные электроды быстро покроются черным налетом.

После пробега некоторого расстояния почернение свечей будет соответствовать состоянию двигателя. Нагар — индикатор исправности ЦПГ, ГРМ, систем топливоподачи и зажигания ДВС.

Видео: Черный нагар на свечах? Почему черные свечи зажигания. Расход топлива или расход масла

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
© 2024 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Adblock
detector