Что такое ABS в автомобиле и каковы принципы ее работы

Конечно, в большинстве случаев выполнения обыденного маневра объезда препятствия с торможением в штатных условиях на дороге нет ничего сложного – достаточно снизить скорость и скорректировать траекторию движения рулем. Но, в случае возникновения непредвиденной ситуации, когда приходится прибегать к экстренному торможению, значительно повышается опасность заблокировать колеса автомобиля, поскольку к педали тормоза прилагается большее усилие.

ABS

Автомобиль, оборудованный ABS, при торможение смог избежать столкновения, потому что колеса не были заблокированы

Далее все зависит от автомобиля. Если автомобиль не оборудован АБС — антиблокировочной системой тормозов (Anti-lock Brake System, ABS) то траектория движения не отреагирует на корректирующие действия рулем, поскольку скользящие по поверхности колеса не имеют с ней сцепления. В данном случае может помочь лишь знание водителя о том, что такое abs в автомобиле и каковы принципы ее работы – тогда он сможет задействовать прерывистый (импульсный) режим активации тормозов, что поможет вернуть автомобилю управляемость.

Если же авто оснащено АБС, то находящемуся за рулем автомбиля достаточно с максимальным усилием жать на тормоз и менять направление движения. Разница просто огромна.

Еще одним неприятным последствием блокирования колес может стать мгновенное развитие сноса или заноса автомобиля, а также изменение направления его движения при воздействии различных боковых сил (уклон, сильный порыв ветра, столкновение и т.п.) – в подобной ситуации траекторию практически невозможно изменить.

без ABS

Торможение в повороте на автомобиле без АБС может привести как к сильному сносу

без ABS

Или к сильному заносу

Кроме всего прочего, не стоит забывать и о значительном увеличении остановочного пути. Поскольку еще из школьного курса физики известно, что величина силы трения при скольжении ничтожно мала по сравнению с аналогичным показателем силы трения покоя. Именно поэтому автомобиль с полностью заблокированными колесами «укатывается» гораздо дальше и может натворить много неприятностей. Если же тормозная система автомобиля оборудована ABS, то в магистралях этой системы всегда поддерживается такое давление, при котором колеса вращаются, находясь на рубеже блокировки.

Причем это вращение сопровождается некоторым проскальзыванием колес – обычно 15- или 20-процентным – поскольку именно при настолько более медленной скорости вращения колеса (относительно скорости колеса, вращающегося свободно) наблюдается максимально эффективное замедление. Именно такой алгоритм и заложен в работу антиблокировочных систем. Проще говоря, ABS вместо водителя прибегает к импульсному торможению, которое является наиболее эффективным.
При этом у водителя не стоит задачи подавить свой инстинкт самосохранения и периодически отпускать (или ослаблять степень нажатия) педаль тормоза. Теперь этим заведует не ошибающаяся электроника.

Собственно, исходя из таких простых и, в то же время архизначимых причин и следует приобретать автомобиль, на который установлена антиблокировочная система ABS, помогающая сохранить машину управляемой в любой ситуации.

Элементы ABS

Абсолютно любая антиблокировочная система abs состоит из таких основных компонентов:

  • датчики, следящие за скоростью обращения колес и фиксирующие ее;
  • электронный управляющий блок, анализирующий данные датчиков;
  • набор модуляторов, которые по команде блока управления изменяют давление в тормозных контурах.

Как работает ABS

Наверное, любому автомобилисту интересно, как работает ABS, хотя ее поведение запросто можно сравнить с водителем-профессионалом, знающим принципы безопасного вождения. В целом, для работы abs характерны «пульсация» педали тормоза и звук, подобный «трещотке», издаваемый модуляторами.

Работает же система ABS по такому алгоритму: если при замедлении автомобиля колесные датчики зафиксируют угловую скорость колеса, близкой к нулю, то блок управления тут же направит команду модулятору «растормозить» его. Последний, в свою очередь, обладает клапаном с электроприводом, при помощи которого стравливается избыточное давление, а «лишняя» тормозная жидкость отправляется в гидроаккумулятор. Такая процедура будет происходить до того момента, когда колесо обретет определенную скорость вращения. После чего система вновь повысит давление и замедлит колесо. Эти циклы продолжатся, пока на педаль не будет снижена нагрузка, либо она будет полностью отпущена.

Преимущества и недостатки ABS

Касаемо же слышимого стрекота, то это всего лишь звук работы клапанов при блокировке/разблокировке колес, частота которой может составлять десятки раз в секунду. При этом рабочее давление мгновенно стравливается и сразу же поднимается (это может происходить как в одном, так и в нескольких тормозных контурах), что заставляет колодки сжимать/отпускать тормозной диск, чем собственно и обеспечивается импульсное торможение.

Системы последних поколений могут похвастать способностью анализировать множество параметров движения автомобиля. В частности, степень уклона дороги, коэффициент «зацепления» колес за поверхность, влияние активированного круиз-контроля и множество дополнительных факторов, оказывающих влияние на замедление автомобиля и его характер. Именно исходя из анализа этих данных, современные ABS при своей работе определяют величину необходимого давления в контуре и создают его подачей жидкости в магистраль, либо же стравливанием ее в гидронакопитель.

Какие бывают ABS

В этом вопросе ранжирование основано на принципе чем дороже, тем лучше и эффективнее. Так, системы с высоким ценником имеют возможность регулировать тормозное усилие на каждом колесе. В таких случаях числу колес равно число датчиков скорости, каналов управления и гидромодуляторов. «Бюджетные» АБС зачастую довольствуются 2-мя датчиками на задней оси, одним управляющим каналом и одним же общим модулятором давления.

Наибольшее распространение получила система с датчиками на каждое колесо, дополненными двумя (на каждой оси) модуляторами и каналами управления. Также существует и так называемая «3-канальная» ABS, в составе которой, помимо четырех датчиков, трудятся уже три модулятора (управляемые таким же количеством каналов), которые обслуживают передние колеса в паре, а задние – каждое в отдельности.

Оцените статью:

Очень плохоПлохоНе оченьХорошоОтлично Без оценки Загрузка...

Поделитесь с друзьями:

Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки
© 2017 АвтоМотоПроф ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru